Цель изучения дисциплины | Дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания на примере позитивистского и герменевтического подходов - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания, - указать основные истоки и источники позитивистского и герменевтического подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - определить основные этапы развития позитивистского и герменевтического подходов, - выявить основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов, - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.11 |
Формируемые компетенции | ОПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основы и принципы критической рефлексии; - специфику философского анализа концепций и литературы; - основные принципы философского анализа концепций и литературы; - основные варианты современной научно-философской картины мира; - методологические принципы и методы научного и философского познания; - специфику герменевтического и позитивистского подхода к пониманию природы философского знания, функций философии, методологии философского познания; - методы герменевтического и позитивистского подходов; - методы и формы научного познания, соотношение научного и вненаучного знания; - источники и основные концепции философии и методологии науки, рассматриваемые в содержании курса; - основные истоки и источники позитивистского и герменевтического подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - определить основные этапы развития позитивистского и герменевтического подходов, - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - специфику рассмотрения природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами; - традиционные и современные философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук; - специфику постановки и решения традиционных и современных философских проблем естественными, техническими и гуманитарными науками; - специфику позитивистской и герменевтической методологии исследования традиционных и современных философских проблем; - методы научного и философского исследования; - специфику научного и философского диалога; - специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем; - особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений; - методы герменевтического и позитивистского подходов; - преимущества и недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов. Уметь:
- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования; - критически анализировать методологические принципы и методы научного и философского познания, а также их адекватность и применимость в конкретной научной и научно-производственной деятельности; - определить и указать специфику герменевтического и позитивистского подхода к пониманию природы философского знания, функций философии, методологии философского познания; - применять основные современные методологические подходы при анализе общественных явлений; - применять методы герменевтического и позитивистского подходов; - применять на практике методы дедукции, индукции, сравнения анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения; - использовать первоисточники в образовательном процессе; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов; - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выявить и продемонстрировать специфику рассмотрения природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами; - использовать знания о традиционных и современных философских проблемах естественных, технических и гуманитарных наук в профессиональной деятельности; - выявить и показать специфику постановки и решения традиционных и современных философских проблем естественными, техническими и гуманитарными науками в процессе профессиональной деятельности; - определить и показать специфику позитивистской и герменевтической методологии исследования традиционных и современных философских проблем в процессе профессиональной деятельности; - определить и указать специфику научного и философского диалога; - указать специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем; - выявлять особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений; - использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности; - использовать методы герменевтического и позитивистского подходов для анализа современных социальных явлений и процессов; - использовать преимущества и недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками применения герменевтического и позитивистского подхода и учета специфики их понимания природы философского знания, функций философии, методологии философского познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - критериями научности в социально-философском познании; - навыками аналитической оценки социально-философского материала; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками определения и учета специфики рассмотрения природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами; - навыками применения знаний о традиционных и современных философских проблемах естественных, технических и гуманитарных наук в профессиональной деятельности; - навыками выявления и демонстрации специфики постановки и решения традиционных и современных философских проблем естественными, техническими и гуманитарными науками в процессе профессиональной деятельности; - навыками установления и учета специфики позитивистской и герменевтической методологии исследования традиционных и современных философских проблем в процессе профессиональной деятельности; - навыками применения различных методов научного и философского исследования в профессиональной деятельности; - навыками применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе исследования современных социальных явлений и процессов; - навыками оценки преимуществ и недостатков применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов; - навыками ведения научного и философского диалога; - навыками философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем; - навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений; - навыками сравнительного анализа при рассмотрении современных социальных процессов и явлений; - навыками ведения экспертной работы по социально-философской проблематике. |
Содержание дисциплины | Исследование проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. . Основные особенности методологии современного социально-гуманитарного познания. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office; Word, Excel,PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |