Аннотация рабочей программы дисциплины
«Позитивистский и герменевтический проект в методологии гуманитарного познания»

Цель изучения дисциплины Дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания на примере позитивистского и герменевтического подходов
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания,
- указать основные истоки и источники позитивистского и герменевтического подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- определить основные этапы развития позитивистского и герменевтического подходов,
- выявить основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов,
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.11
Формируемые компетенции ОПК-2
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основы и принципы критической рефлексии;
- специфику философского анализа концепций и литературы;
- основные принципы философского анализа концепций и литературы;
- основные варианты современной научно-философской картины мира;
- методологические принципы и методы научного и философского познания;
- специфику герменевтического и позитивистского подхода к пониманию природы философского знания, функций философии, методологии философского познания;
- методы герменевтического и позитивистского подходов;
- методы и формы научного познания, соотношение научного и вненаучного знания;
- источники и основные концепции философии и методологии науки, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники позитивистского и герменевтического подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- определить основные этапы развития позитивистского и герменевтического подходов,
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- специфику рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами;
- традиционные и современные философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук;
- специфику постановки и решения традиционных и современных философских проблем естественными, техническими и гуманитарными науками;
- специфику позитивистской и герменевтической методологии исследования традиционных и современных философских проблем;
- методы научного и философского исследования;
- специфику научного и философского диалога;
- специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений;
- методы герменевтического и позитивистского подходов;
- преимущества и недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов.
Уметь:
- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- критически анализировать методологические принципы и методы научного и философского познания, а также их адекватность и применимость в конкретной научной и научно-производственной деятельности;
- определить и указать специфику герменевтического и позитивистского подхода к пониманию природы философского знания, функций философии, методологии философского познания;
- применять основные современные методологические подходы при анализе общественных явлений;
- применять методы герменевтического и позитивистского подходов;
- применять на практике методы дедукции, индукции, сравнения анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения;
- использовать первоисточники в образовательном процессе;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявить и продемонстрировать специфику рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами;
- использовать знания о традиционных и современных философских проблемах естественных, технических и гуманитарных наук в профессиональной деятельности;
- выявить и показать специфику постановки и решения традиционных и современных философских проблем естественными, техническими и гуманитарными науками в процессе профессиональной деятельности;
- определить и показать специфику позитивистской и герменевтической методологии исследования традиционных и современных философских проблем в процессе профессиональной деятельности;
- определить и указать специфику научного и философского диалога;
- указать специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- выявлять особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений;
- использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности;
- использовать методы герменевтического и позитивистского подходов для анализа современных социальных явлений и процессов;
- использовать преимущества и недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками применения герменевтического и позитивистского подхода и учета специфики их понимания природы философского знания, функций философии, методологии философского познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- критериями научности в социально-философском познании;
- навыками аналитической оценки социально-философского материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками определения и учета специфики рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами;
- навыками применения знаний о традиционных и современных философских проблемах естественных, технических и гуманитарных наук в профессиональной деятельности;
- навыками выявления и демонстрации специфики постановки и решения традиционных и современных философских проблем естественными, техническими и гуманитарными науками в процессе профессиональной деятельности;
- навыками установления и учета специфики позитивистской и герменевтической методологии исследования традиционных и современных философских проблем в процессе профессиональной деятельности;
- навыками применения различных методов научного и философского исследования в профессиональной деятельности;
- навыками применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе исследования современных социальных явлений и процессов;
- навыками оценки преимуществ и недостатков применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов;
- навыками ведения научного и философского диалога;
- навыками философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений;
- навыками сравнительного анализа при рассмотрении современных социальных процессов и явлений;
- навыками ведения экспертной работы по социально-философской проблематике.
Содержание дисциплины Исследование проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. . Основные особенности методологии современного социально-гуманитарного познания.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office; Word, Excel,PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

Форма промежуточной аттестации Зачет.