Аннотация рабочей программы дисциплины
«Проблема человека в древневосточной философии»

Цель изучения дисциплины Сформировать у студентов представление о специфике антропологических учений Древней Индии и Древнего Китая.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.01
Формируемые компетенции ОПК-5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- характерные черты образа человека, представленные в ортодоксальных и неортодоксальных философских течениях древней Индии, и древнекитайских философских школах;
- отличие и сходство древнеиндийских и древнекитайских философских представлений о человеке;
- основные концепции и теории западноевропейской философии в сравнительном отношении с философскими концепциями Востока;
- основные онтологические, гносеологические, этические понятия различных философских школ древней Индии и древнего Китая;
- взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений древнеиндийской и древнекитайской философии.
- основные подходы, методы и приемы преподавания философских дисциплин высшей школе.
Уметь:
- составлять целостное представление о человеке на основе конкретного древнеиндийского или древнекитайского философского текста;
- соотносить антропологические понятия индийской и китайской философии с основными понятиями о человеке в западной философии;
- проводить сравнительный анализ философских концепций древнеиндийской и древнекитайской философии с концепциями западноевропейских и русских философов;
- анализировать и видеть специфику древневосточных философских текстов;
- выявлять антропологическую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- аргументировано решать антропологические проблемы, опираясь на философские учения древней Индии и древнего Китая.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- пониманием разных комментаторских традиций философской мысли Индии и Китая;
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации философско-антропологической информации;
- навыками соотнесения ключевых философских идей и концепций с феноменами современности в кросс-культурной среде;
- пониманием взаимосвязи антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений древнеиндийской и древнекитайской философии;
- различными методами герменевтического анализа текстов;
- ведением открытого и толерантного диалога в рамках преподавания дисциплины в высшей школе.
Содержание дисциплины Философия упанишад. Этический путь брахмана. Проблема индивидуального «Я» и его структуры. Атман как абсолют, рассмотренный со стороны субъекта. Интеллектуальные и интуитивные способности и возможности познания реальности. Специфика мистического переживания. . Человек в философии чарваков и локаятиков. Гедонизм как основополагающий принцип поведения человека. Понимание человека в джайнизме. Антропология буддизма.. Индивидуальное «Я» в философских школах ньяя и вайшешика и пути его освобождения. Антропологические учения санкхьи и йоги. Восемь ступеней этического пути йогина, ведущие к достижению просветления (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи). . Учение мимансы о душе. Проблема человека в веданте.. Нравственный идеал и образ жизни совершенномудрого в философии Конфуция. Учение о благородном муже.. Антропология даосизма. Понимание человека в философии моизма. Принцип всеобщей любви как основа гармонии мира. Образ человека в школе «инь-ян», школе имен и школе законников.. Особенности антропологической мысли китайского буддизма. Философия молчания «чань». Невозможность выражения первопринципа. Метод совершенствования. Внезапное просветление. Достижение недостижимого..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

Форма промежуточной аттестации Зачет.