Цель изучения дисциплины | Цель курса: дать студентам базовые знания о проблеме человеческой агрессии. Задачи курса: - изучить философские концепции, затрагивающие проблему человеческой агрессии; - рассмотреть основные понятия и дефиниции, связанные с проблемой человеческой агрессии; - установить методы изучения агрессии и деструктивного поведения человека в целом; - выявить причины и условия реализации агрессии (социальные, биологические, внешние, внутренние, индивидуальные, коллективные); - определить социальные явления, связанные с агрессией и враждебностью. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.09 |
Формируемые компетенции | ОК-6 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- философские концепции, затрагивающие проблему человеческой агрессии; - методологию изучения агрессии и деструктивного поведения человека в целом - основные понятия, связанные с проблемой человеческой агрессии; - основные философские идеи и проблемы в области человеческой агрессивности; - концепции объясняющие связь агрессии с биологическими и социальными факторами; - специфику социально-философского познания; - критерии истины в социальной философии; - об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий; - социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности; - об основных подходах к определению сущности и структуры общества; - условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры; - об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий; - условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры; - о роли философии в становлении личности; - основные философские проблемы смысложизненного и ценностного содержания; - основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер; - основные философские концепции свободы и необходимости; - основные социально-философские концепции социальной справедливости; - основы и принципы построения этических концепций; - основные философские системы, содержащие морально-этический компонент. Уметь:
- использовать категориальный аппарат, связанный с изучаемой областью. - выявлять причины и условия реализации агрессии (социальные, биологические, внешние, внутренние, индивидуальные, коллективные); - анализировать социально-значимые проблемы общества, связанные с агрессией и агрессивностью - выявлять сущность и явление в социальных явлениях и процессах; - вести исследовательскую работу по конкретным социально-философским аспектам проблемы войны; - выявить и показать специфику социально-философского познания; - применять критерии истины в процессе исследования и решения традиционных и современных проблем социальной философии; - применять знания об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий; - определять социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности; - сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели; - применять полученные в процессе обучения знания; - эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности; - понимать логику авторов оригинальных текстов и показать ее учащимся; - выявлять основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений и доносить их до учащихся в процессе педагогической деятельности; - выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики на основе главных положений современной философии и научить этому учащихся; - применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике; - редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе педагогической деятельности. - применять в процессе воспитательной работы основные требования моральной философии; - использовать основные этические положения философии в процессе воспитательной работы; - анализировать отношения господства и подчинения в обществе и научить этому учащихся; - применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике; - редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе педагогической деятельности; - обосновать взаимоотношения биологического, социального и духовного в человеке и донести свои аргументы до учащихся в процессе педагогической деятельности. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками самостоятельного анализа текстов; - навыками различения философских позиций и понимания логики концепций различных философов; - навыком философской аргументации и ведения диалога; - методологией изучения агрессии и деструктивного поведения человека в целом; - навыками выявления специфики социально-философского познания в процессе профессиональной деятельности; - навыками применения критериев истины в процессе рассмотрения и решения традиционных и современных проблем социальной философии в конкретном исследовании; - навыками применения знания об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий в процессе профессиональной деятельности; - навыками обнаружения и постановки проблем социальной философии; - навыками философской аргументации в процессе преподавательской деятельности; - навыками ведения диалога в педагогической практике; - стремлением к нравственной рефлексии в процессе педагогической деятельности; - навыками анализа современных социальных проблем в процессе профессиональной педагогической деятельности; - этическими нормами и навыками их применения в процессе воспитательной работы; - навыками ведения научно-исследовательской деятельности в области социальной философии и умением привить данные навыки учащимся; - навыками рефлексивного самоанализа и умением привить данные навыки учащимся; - интерактивными навыками профессиональной коммуникации в процессе педагогической деятельности; - навыками убеждения и аргументации в этических вопросах в процессе воспитательной работы; - навыками ведения диалога в процессе воспитательной работы в педагогической практике. |
Содержание дисциплины | Генезис проблемы агрессивности в истории философии. Теории агрессии в философии ХХ века.. Проблема человеческой агрессивности в современном научном дискурсе.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |