Аннотация рабочей программы дисциплины
«Проблема человеческой агрессии»

Цель изучения дисциплины Цель курса: дать студентам базовые знания о проблеме человеческой агрессии.
Задачи курса:
- изучить философские концепции, затрагивающие проблему человеческой агрессии;
- рассмотреть основные понятия и дефиниции, связанные с проблемой человеческой агрессии;
- установить методы изучения агрессии и деструктивного поведения человека в целом;
- выявить причины и условия реализации агрессии (социальные, биологические, внешние, внутренние, индивидуальные, коллективные);
- определить социальные явления, связанные с агрессией и враждебностью.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.09
Формируемые компетенции ОК-6
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- философские концепции, затрагивающие проблему человеческой агрессии;
- методологию изучения агрессии и деструктивного поведения человека в целом
- основные понятия, связанные с проблемой человеческой агрессии;
- основные философские идеи и проблемы в области человеческой агрессивности;
- концепции объясняющие связь агрессии с биологическими и социальными факторами;
- специфику социально-философского познания;
- критерии истины в социальной философии;
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности;
- об основных подходах к определению сущности и структуры общества;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры;
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры;
- о роли философии в становлении личности;
- основные философские проблемы смысложизненного и ценностного содержания;
- основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- основные философские концепции свободы и необходимости;
- основные социально-философские концепции социальной справедливости;
- основы и принципы построения этических концепций;
- основные философские системы, содержащие морально-этический компонент.
Уметь:
- использовать категориальный аппарат, связанный с изучаемой областью.
- выявлять причины и условия реализации агрессии (социальные, биологические, внешние, внутренние, индивидуальные, коллективные);
- анализировать социально-значимые проблемы общества, связанные с агрессией и агрессивностью
- выявлять сущность и явление в социальных явлениях и процессах;
- вести исследовательскую работу по конкретным социально-философским аспектам проблемы войны;
- выявить и показать специфику социально-философского познания;
- применять критерии истины в процессе исследования и решения традиционных и современных проблем социальной философии;
- применять знания об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- определять социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности;
- сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели;
- применять полученные в процессе обучения знания;
- эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности;
- понимать логику авторов оригинальных текстов и показать ее учащимся;
- выявлять основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений и доносить их до учащихся в процессе педагогической деятельности;
- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики на основе главных положений современной философии и научить этому учащихся;
- применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе педагогической деятельности.
- применять в процессе воспитательной работы основные требования моральной философии;
- использовать основные этические положения философии в процессе воспитательной работы;
- анализировать отношения господства и подчинения в обществе и научить этому учащихся;
- применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе педагогической деятельности;
- обосновать взаимоотношения биологического, социального и духовного в человеке и донести свои аргументы до учащихся в процессе педагогической деятельности.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками самостоятельного анализа текстов;
- навыками различения философских позиций и понимания логики концепций различных философов;
- навыком философской аргументации и ведения диалога;
- методологией изучения агрессии и деструктивного поведения человека в целом;
- навыками выявления специфики социально-философского познания в процессе профессиональной деятельности;
- навыками применения критериев истины в процессе рассмотрения и решения традиционных и современных проблем социальной философии в конкретном исследовании;
- навыками применения знания об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий в процессе профессиональной деятельности;
- навыками обнаружения и постановки проблем социальной философии;
- навыками философской аргументации в процессе преподавательской деятельности;
- навыками ведения диалога в педагогической практике;
- стремлением к нравственной рефлексии в процессе педагогической деятельности;
- навыками анализа современных социальных проблем в процессе профессиональной педагогической деятельности;
- этическими нормами и навыками их применения в процессе воспитательной работы;
- навыками ведения научно-исследовательской деятельности в области социальной философии и умением привить данные навыки учащимся;
- навыками рефлексивного самоанализа и умением привить данные навыки учащимся;
- интерактивными навыками профессиональной коммуникации в процессе педагогической деятельности;
- навыками убеждения и аргументации в этических вопросах в процессе воспитательной работы;
- навыками ведения диалога в процессе воспитательной работы в педагогической практике.
Содержание дисциплины Генезис проблемы агрессивности в истории философии. Теории агрессии в философии ХХ века.. Проблема человеческой агрессивности в современном научном дискурсе..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.