Цель изучения дисциплины | - объединить ранее полученные студентами знания о человеке в некое единое целое; - поставить перед студентами проблему формирования новых систем знания о человеке; - познакомить студентов с основными теоретическими проблемами современной философской антропологии. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ОК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- антропологическую специфику философских проблем естествознания и гуманитарных наук; - основы теории и философии культуры; - основы истории философии; - взаимосвязь проблем философской антропологии с философскими проблемами естественных и гуманитарных наук; - историю философии, основные теоретические подходы и методы философии; - содержание основных направлений философии; теоретические основы философии; - основы методики преподавания философии и ее предметного поля; - теоретические основы философии; методологию и методы исследования философских категорий; - подходы, принципы, пути решения ключевых проблем в философии. Уметь:
- выявлять антропологическую специфику философских проблем естествознания и гуманитарных наук; - работать с профессиональным философским текстом; - анализировать различные формы философско-антропологического дискурса; - работать с философскими текстами и исследовательской литературой в области философии; - использовать знания по истории философии для самостоятельного научного исследования, выделять и анализировать представления, идеи, концепции, сформировавшиеся в русле философии. - категориальным аппаратом, необходимым для понимания текстов и ведения дискуссии в области философии, различными стратегиями анализа текстов по философии, навыками аргументации, ведения дискуссии, самостоятельной работы с научной и учебной литературой; - использовать опыт и достижения мировой философской мысли в изучении проблем методики преподавания философии, творчески осваивать научную информацию, решать учебные задачи. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками выявления взаимосвязи проблем философской антропологии с философскими проблемами естественных и гуманитарных наук; - умением анализировать философские смыслы категорий философской антропологии; - методологией современного научного познания и междисциплинарными методологическими подходами; - навыками выявления взаимосвязи проблем философской антропологии с философскими проблемами естественных и гуманитарных наук; - навыками сравнительного анализа научного и философско-антропологического дискурса; - категориальным аппаратом, необходимым для понимания текстов и ведения дискуссии в области философии, различными стратегиями анализа текстов по философии, пониманием влияния философии на общество на разных этапах развития человечества, навыками аргументации, ведения дискуссии, самостоятельной работы с научной и учебной литературой. |
Содержание дисциплины | Философская антропология М. Шелера.. Х. Плеснер и его методологические установки построения философской антропологии. Человек как эксцентрическое существо.. Философско-биологическая антропология А. Гелена. . Культурно-философская антропология (Э. Ротхакер, М. Ландман).. Философско-религиозная антропология (Х. Хенгстенберг, Ф. Хаммер).. Психоаналитическая антропология. Антропологизация бессознательного. . Экзистенциальная антропология. Персоналистическая трактовка человека.. Основные тенденции современной философской антропологии.. Основные константы человеческого бытия.. Проблема жизни и смерти. Проблема смысла жизни.. Судьба и свобода человека.. Аффекты, страсти и экзистенциалы человека: вера, надежда, любовь, страх, стыд, вина.. Философская антропология о трагизме человеческого бытия. Мужество жить и принцип надежды.. Пространство и время человеческого бытия.. Человек как социальное и историческое существо.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |