Цель изучения дисциплины | Цель курса - дать общую панораму знаний о философии и методологии естествознания и гуманитарных наук как сложных, динамично развивающихся концептуальных феноменах, как о ведущих сферах современной научной культуры человека, непосредственно влияющих на его жизнь; показать «внутренние механизмы» развития естественных и гуманитарных наук в виде различных групп методов и методологии наук. Сформировать базис научного мировоззрения и логику научного мышления философа, что позволит выявлять проблемные поля и векторы разрешения основных вопросов теории и практики естественных и гуманитарных наук. Задачи курса: - последовательно освоить следующий ряд философских вопросов наукознания; соотношение науки в целом и естественных наук, соотношения науки и техники, соотношения естествознания и социальной практики. - изучить методы философского анализа массива современных естественных наук; соотношение дифференциации, систематизации и интеграции естественных наук, соотношения методов и методологии в современном естествознании. - определить роль естествознания в решении социально-экологических проблем и выработке стратегии современной социальной жизни. - изложить основы философского понимания гуманитарных наук; - ознакомить с формами и методами научного познания; - дать базовые представления о методологии гуманитарного познания и ее специфике; - найти общее и выделить особенное в естествознании и гуманитарных науках; - провести анализ современных проблем гуманитарных наук; - подготовить к восприятию нового знания в сфере гуманитарных исследований. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОПК-8 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- о философии и методологии естествознания и гуманитарных наук как сложных, динамично развивающихся концептуальных феноменах, как о ведущих сферах современной научной культуры человека, непосредственно влияющих на его жизнь. Уметь:
- специфику естественных и гуманитарных наук, их предмета и способа постановки проблем; - специфику развития актуальных частно-научных направлений; - осуществить проблемный философско-методологический анализ данных областей научного знания; - владеть понятийным аппаратом философии естественных и гуманитарных наук. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- ориентации в традиционных и современных концепциях философии естественнонаучного и гуманитарного познания. |
Содержание дисциплины | Философские проблемы естествознания и гуманитарных наук.(Ч.1. Философские проблемы естествознания). Философские проблемы математики . Философские проблемы физики. Философские проблемы химии и биологии.. Философские проблемы наук о Земле . Философские проблемы естествознания и гуманитарных наук.(Ч.2. Философские проблемы гуманитарных наук). |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/ ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/ ЭБС "Лань" - https://e.lanbook.com/ Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru ЭБС "Юрайт" - https://biblio-online.ru/ Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |