Цель изучения дисциплины | - Осмысление сущности и роли религии и оккультизма в духовном развитии человечества и в современном мире; - Изучение наиболее общих закономерностей развития религии и оккультизма как исторических феноменов; - Анализ психологических проблем религиозного сознания и практики; - Усвоение основных понятий и категорий психологии религии и умение их использования в анализе явлений религии и оккультизма; - Усвоение знаний, связанных с измененными состояниями сознания и их местом в системе религиозного опыта; - Осмысление феномена воздействия религии на бессознательную область психики и значения этого для формирования определенного социотипа. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
Психологические истоки, основные этапы и направления исторического развития религии и оккультизма - в их духовных и практических проявлениях; возрастные, гендерные и этнические особенности этих явлений; эзотерические психопрактики в религиозных традициях мира и психологические особенности современных религий. Уметь:
Выражать свою позицию по отношению к тем или иным явлениям религиозного сознания и религиозной практики; выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей отношения к религии и оккультизму. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Анализа религии и оккультизма как духовных феноменов; анализа психических фактов и их интерпретации с учетом возрастных,профессиональных, гендерных, этнических и религиозных характеристик индивидуального и группового субъекта; выявления психологического механизма генезиса и исторического развития религии и оккультизма. |
Содержание дисциплины | Введение в психологию религии оккультизма. Психологическая характеристика элементов религиозной системы. Архаические формы религиозности и их проявление в современной культуре. Измененные состояния сознания (ИСС) в системе религиозного опыта. Роль религии в формировании социотипа. Эзотерические психопрактики в религиозных традициях мира. Тенденции развития религиозности в современном мире. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader 1. Багадирова С.К. История психологии: учебно-методическое пособие /С.К. Багадирова А.В. Леонтьева. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 216 с. - ISBN 978-5-4458-8088-
2; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232086 2. Батыршина А.Р. История психологии: учебное пособие / А.Р. Батыршина. - М.: Флинта, 2011. - 112 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83082. 3. История психологии XX век: Хрестоматия для высшей школы М.: Директ-Медиа, 2008. - 1530 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39176. 4. Кольцова, В.А. История психологии. Проблемы методологии / В.А. Кольцова. - М.: Ин-ститут психологии РАН, 2008. - 511 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86978. 5. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008, 2009. - 544 с. 6. Морозов, А.В. История психологии: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2009. – 288 с. |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |