Аннотация рабочей программы дисциплины
«Экспериментальная психология»

Цель изучения дисциплины Цель курса – изучение и практическая реализация знаний об экспериментальном методе в психологии.
Задачи курса:
1) Формирование навыков экспериментальной техники и выработка системного экспериментального мышления на основе разборов и аналитических сессий известных исторических экспериментов в психологии.
2) Приобретение знаний и умений формулировки научной проблемы, экспериментальных гипотез, разработки разных видов однофакторных и многофакторных экспериментальных планов с учетом возможных осложнителей, ошибок и способов их контроля, рассчета основных эффектов и взаимодействия.
3) Изучение способов формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложнителей).
4) Изучение способов прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, опи-сательные, экспериментальные выводы).
5) Изучение статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте.
6) Изучение методов математической статистики при обработке данных эксперимента (Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии сравнения средних, разные виды дисперсионного анализа и др.) в разрабатываемом и проводимом студентами эксперименте.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- об основных исследовательских методах, преимуществах и особенностях организации, реализации экспериментального исследования,
- об основных экспериментальных планах (однофакторных и многофакторных), способах их организации и проведения,
- об основных способах формирования выборок экспериментального исследования и критериях их репрезентативности,
- об основных переменных экспериментального исследования, операционализации понятий, эмпирических индикаторах и гипотезах в психологическом эксперименте,
- об основных способах сбора, организации, обработки, анализа, интерпретации, графической визуализации и итогового представления данных экспериментального исследования,
- о методологических основах разработки исследовательских гипотез, о статистических и методологических гипотезах экспериментального исследования,
- об эффектах-осложнителях (побочных переменных) и способах их устранения в экспериментальном исследовании,
- о способах представления экспериментального плана, основных эффектах и взаимодействии,
-об этических принципах реализации эксперимента, этических ограничениях исследования в психологии,
- об основных хрестоматийных экспериментальных исследованиях в психологии.
Уметь:
- Уметь планировать и реализовывать экспериментальное исследование с учетом преимуществ и недостатков разных типов экспериментального планирования, особенностей выборки, наличия осложнителей, количества факторов, специфики гипотез исследования, способа операционализации и особенностей измерения эмпирических индикаторов зависимой и независимых переменных.
- Уметь формулировать экспериментальные и статистические гипотезы, осуществлять всю процедуру статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте.
- Уметь осуществлять адекватную специфике данных и гипотезам исследования математико-статистическую обработку результатов экспериментального исследования.
- Уметь при решении экспериментальных задач обрабатывать, анализировать, визуализировать, представлять результаты исследования (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии, виды дисперсионного анализа и др.).
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- планирования и реализации разных видов экспериментального исследования с учетом особенностей каждого из планов,
- формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложните-лей),
- прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, описательные, экспериментальные выводы).
- осуществления статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте,
- математико-статистическую обработки, анализа и визуализации, интерпретации данных эксперимента,
- работы со статистическими программами при решении экспериментальных задач (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, дисперсионный анализ и др.),
- формулировки инструкции в соотствии с особенностями цели и дизайна экспериментального исследования,
- навыки оформлениябазы данных экспериментального исследования в виде простой матрицы и нестинга с последующим представлением результатов основных эффектов и взаимодействия (для многофакторных планов).
Содержание дисциплины Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода метода. . Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент. . Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования.. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы.. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет, курсовая работа.