Цель изучения дисциплины | Цель: обеспечить психометрическую компетентность психолога на уровне базовых навыков тестолога-диагноста и психометриста (по разделам психометрики, не представленных в учебных программах курсов «Психодиагностика» и «Математические методы в психологии»). Задачи: получить представление о теории и методах измерения в психологии, развитии теории тестирования в классической и неклассической психологии, сформировать знания, умения, навыки в области психометрического анализа, повысить компетентность в работе с психометрической документацией и статистикой. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б.01 |
Формируемые компетенции | ОК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
аксиоматику психометрической парадигмы в классической теории тестирования; области психометрического анализа; психометрические основы конструирования и разработки тестов, в том числе нормативных и критериальных; психометрические различия психологических и педагогических тестов, основы IRT –тестологии. Уметь:
применять правила разработки, стандартизации и рестандартизации тестовых норм; проводить психометрическую оценку тестов; проводить процедуры эмпирической валидизации и осуществлять их интерпретацию для нормативных и критериальных тестов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
психометрическими принципами построения тестовых инструментов; навыками разработки и модификации исследовательских и психодиагностических методик; навыками психометрических процедур для модификации тестов и адаптации зарубежных методик. |
Содержание дисциплины | Введение в психометрику.. Основы психометрического анализа.. Основы конструирования и разработки тестов.. Психометрические проблемы тестовых норм: нормирование и приравнивание.. Психометрические вопросы адаптации зарубежных тестов. Психометрика дифференциальной и типологической диагностики.. Психометрический практикум: по классам психометрических задач. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Текущая лицензионная версия SPSS Лицензионная версия Statistica 6.0 ЭУМКД по курсу Психометрика
Журналы на иностранном языке: 1) PSYCHOMETRIKA Editor-in-Chief: Roger E. Millsap ISSN: 0033-3123 (print ISSN: 1860-0980 (electronic version) http://www.springer.com/psychology/journal/11336 2) ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА http://www.nbpublish.com/ptmag/ptmag.php?in=about&sec=1 Монографии на иностранном языке: 1. Measurement for the Social Sciences The C-OAR-SE Method and Why It Must Replace Psychometrics Rossiter, John R.2011 http://www.springer.com/business+%26+management/marketing/book/978-1-4419-7157-9 2. New Developments in Psychometrics Proceedings of the International Meeting of the Psychometric Society IMPS 2001 Yanai, H.; Okada, A.; Shigemasu, K.; Kano, Y.; Meulman, J.J. (Eds.)2003 http://www.springer.com/statistics/social+sciences+%26+law/book/978-4-431-70343-3 3. Contributions to Mathematical Psychology, Psychometrics, and Methodology Series: Recent Research in Psychology Fischer, Gerhard H.; Laming, Donald (Eds.)1994 http://www.springer.com/psychology/book/978-0-387-94169-1 4. A.A. RUPP, J.L. TEMPLIN, & R.A. HENSON (2010) Diagnostic Measurement: Theory, Methods, and Applications. New York: The Guilford Press. 348 pages. ISBN: 978-1606235270 Аннотация: http://www.springerlink.com/content/4819556r236x7210/ 5. M.D. RECKASE (2009) Multidimensional Item Response Theory (Statistics for Social and Behavioral Sciences). New York: Springer. 354 pages. ISBN: 978-0387899756 Аннотация: http://www.springerlink.com/content/671n387r2185n330/ 6. R.J. DE AYALA (2009) The Theory and Practice of Item Response Theory. New York: The Guilford Press. 448 pages. ISBN: 978-1-59385-869-8 Аннотация: http://www.springerlink.com/content/c7n7042423406k15/ 7. R.W. LISSITZ (2009) The Concept of Validity. Revisions, New Directions, and Applications. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc. 263 pages. ISBN 978−1−60752−227−0 Аннотация: http://www.springerlink.com/content/5n4520hlt02w4141/ 8. H. Wainer, E.T. Bradlow, & X. Wang (2007) Testlet Response Theory and Its Applications. New York: Cambridge University Press. 267 pages. ISBN: 978-0-521-68126-1. Аннотация: : http://www.springerlink.com/content/12533657u258075t/ 9. D.N.M. de Gruijter & L.J.T. van der Kamp (2008) Statistical Test Theory for the Behavioral Sciences. Boca Raton: Chapman & Hall/CRC. 264+xv pages. ISBN 978-1-58488-958-8 Аннотация: http://www.springerlink.com/content/g4225h46h78m68pq/ |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |