Цель изучения дисциплины | Цель курса – изучение и практическая реализация знаний об экспериментальном методе в психологии. Задачи курса: 1) Формирование навыков экспериментальной техники и выработка системного экспериментального мышления на основе разборов и аналитических сессий известных исторических экспериментов в психологии. 2) Приобретение знаний и умений формулировки научной проблемы, экспериментальных гипотез, разработки разных видов однофакторных и многофакторных экспериментальных планов с учетом возможных осложнителей, ошибок и способов их контроля, рассчета основных эффектов и взаимодействия. 3) Изучение способов формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложнителей). 4) Изучение способов прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, опи-сательные, экспериментальные выводы). 5) Изучение статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте. 6) Изучение методов математической статистики при обработке данных эксперимента (Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии сравнения средних, разные виды дисперсионного анализа и др.) в разрабатываемом и проводимом студентами эксперименте. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ПК-8 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- психодиагностические методики; - как ставить научные проблемы -способы планирования, организации и психологического сопровождения и внедрения результатов научных исследований - как планировать и организовывать проведение экспериментальных исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований. Уметь:
-отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов, - осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования, - планировать и организовывать проведение экспериментальных исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- способностью планировать и организовывать проведение экспериментальных исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований; - способностью планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований |
Содержание дисциплины | Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода метода. . Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент. . Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования.. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |