Аннотация рабочей программы дисциплины
«Психологическая устойчивость личности»

Цель изучения дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование базовых знаний и умений в области практической психологии по формированию психологической устойчивости личности. Формирование знаний и обучение практическим навыкам в области обеспечения психологической устойчивости личности и способов ее формирования и поддержания в чрезвычайных ситуациях.
Задачи курса:
- научить применять навыки психологической подготовки, необходимые в повседневной жизни и в кризисных/чрезвычайных ситуациях для формирования устойчивости личности.
- сформировать навыки проводить психологический анализ личности и ее деятельности при выполнении различных заданий в трудных жизненных ситуациях; проводить мероприятия по формированию и поддержанию психической устойчивости;
- определять состояние и прогнозировать поведение человека по комплексам вербальных и невербальных признаков; прогнозировать риски дезадаптивного, девиантного поведения, развития посттравматического стрессового расстройства;
- обучить методами диагностики и оценки психических состояний и адаптированности личности. при организации психологической помощи в трудных жизненных ситуациях;
- познакомить с современными формами и методами психофизической регуляции психических состояний, подготовки и восстановления личного состава, работающего в экстремальных ситуациях; решения задач психофизического самосовершенствования;
- систематизация как новых, так и имеющихся знаний по проблеме психических состояний, механизмах психической саморегуляции., а также особенностей разработки психологических технологий, позволяющих субъекту труда овладеть примами и техниками саморегуляции
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.08
Формируемые компетенции ПК-8
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
механизмы формирования психологической устойчивости личности и факторы дезадаптации личности; категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям на различных этапах субъектогенеза; основные методы оценки и коррекции психических состояний и дезаадптивного поведения. Критерии прогноза нарушения психического здоровья личности; нормативные документы по составлению заключения по анализу личности и ее деятельности при выполнении различных заданий при организации психологической помощи в трудных жизненных ситуациях; основные механизмы формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций; способы разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, повышающих психологическую устойчивость к трудным жизненным ситуациям
Уметь:
применять основные механизмы формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций ; проводить профессиональную диагностику и коррекцию психологических состояний и уровня адаптации личности; выявлять категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям на различных этапах субъектогенеза; эффективно взаимодействовать с различными типами людей в условиях профессиональной деятельности, корректировать собственный стиль поведения в различных ситуациях общении, повышать психологическую сплочённость, развивать эмоциональный климат в коллективе для обеспечения психологического благополучия населения; способность использовать полученные знания для обеспечения психологического здоровья, психологической устойчивости личного состава и населения, в том числе в чрезвычайных ситуациях; применять современные формы и методы профессиональной психофизической подготовки подчиненных и решения задач психофизического самосовершенствования.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
навыками применения основных механизмов формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций; Навыками выявления категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям; навыками вариативной диагностики и коррекции психологических состояний и уровня адаптации личности; навыками систематизации как новых, так и имеющихся знаний по проблеме психических состояний, механизмах психической саморегуляции., а также особенностей разработки психологических технологий, позволяющих субъекту труда овладеть примами и техниками саморегуляции; навыками организации, управления и контроля совместной с другими людьми деятельности с учетом их и собственных психологических характеристик; навыками применения способов разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, повышающих психологическую устойчивость к трудным жизненным ситуациям.
Содержание дисциплины Раздел 1. Проблема нормы психического развития личности. Психическая устойчивость личности. Посттравматические стрессовые расстройства. Диагностика психологической устойчивости личности.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Форма промежуточной аттестации Зачет.