Цель изучения дисциплины | - ввести магистрантов в общее проблемное поле истории и философии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основы и принципы критической рефлексии; - основные формы мышления и развития знания; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании; - основные проблемы философии и методологии научного познания; - общенаучные методологические подходы. - основные проблемы истории и философии научного познания; - понятийный аппарат истории и философии науки; - общенаучные методологические подходы; - этапы становления и развития научного знания; - особенности современного этапа развития научного знания;. - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. Уметь:
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов. - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов, - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками критического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - навыками анализа научных и философских концепций; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики; - навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала; - навыками научной и философской аргументации. - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов. |
Содержание дисциплины | Возникновение науки и основные стадии ее эволюции.. Наука: понятие, специфика, рефлексия. Специфика объекта и предмета и субъекта социально-гуманитарного познания.. Проблема развития науки в философии. Актуальные проблемы философии науки. Проблема методов и методологии в науке и в философии.. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности. Общие методологические проблемы социально-гуманитарных наук. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура».. Позитивистский и герменевтический проекты философии и методологии научного познания.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |