Цель изучения дисциплины | Цель дисциплины - изучение системы словарей русского языка, их типологии и задач, которые они решают. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ОПК-13 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
систему основных понятий лексикографии, иметь представление об истории, современном состоянии лексикографии; знать виды и типы существующих словарей Уметь:
применять полученные знания в области лексикографии русского языка в собственной научно-исследовательской и других видах деятельности; находить и анализировать необходимые для учебы и научной деятельности лексикографические источники Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области лексикографии русского языка |
Содержание дисциплины | Истоки и традиции русской лексикографии. Текстовая лексикография XI – XV вв. Глоссы и глоссарии. Деятели XVI – XVII вв., оказавшие существенное влияние на формирование азбуковников (алфавитов) и развитие словарного дела в России.. Современная русская лексикография (вторая половина ХХ – начало ХХI вв.): - общие вопросы лексикографической теории и практики; - проблема систематизации словарей русского языка.. - словари диалектов; - словари жаргонов (арго); - словари фразеологизмов и устойчивых выражений. Лингвистические синхронные словари: - толковые словари; - словари новых слов и словари языковых изменений. - словари устаревших и редких слов; - словари иностранных (иноязычных) слов; - ономастические словари; - словари сокращений. - стилистические словари; - словари языка писателей; - ортологические словари (орфографические, орфоэпические словари, словари правильности речи). - словообразовательные и морфемные словари; - грамматические словари. - ассоциативные словари; - словари омонимов; - словари паронимов; - словари синонимов; - словари антонимов. Лингвистические диахронические словари: - исторические словари; - этимологические словари: общие словари; региональные словари. Энциклопедические словари: - общие энциклопедии; - лингвистические энциклопедии; - словари лингвистических терминов; - культурологические словари.. Микроструктура и макроструктура словаря. Словарная статья как основная структурная единица словаря. Заголовочная единица; дефиниция; способы семантизации языковых единиц в словарях разных типов; словарная помета; разновидности словарных помет; иллюстративный материал словарей; справочный аппарат словарной статьи. Левая и правая части словаря.. |
Виды учебной работы | Лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
не предусмотрено
|
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |