Цель изучения дисциплины | - формирование у студентов целостного представления об истории культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века; - уяснение специфики культуры России, основанной на взаимодействии множества культур народов, входящих на разный исторических этапах в ее состав, а так же особенности их взаимодействия в ходе истории страны; - знакомство с важнейшими достижениями российской культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития; - в конечном итоге – формирование у студентов понимания культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие страны в прошлом и настоящем |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.02 |
Формируемые компетенции | ПК-5 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
• Основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века; • Основные достижения культуры России, внесшие существенный вклад в мировое культурное наследие; • Изменения физико-географических характеристик России на протяжении ее истории; влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны; • Основные тенденции и закономерности исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторического процесса, вклад культуры России в мировое культурное наследие. Уметь:
• Выявлять наиболее важные достижения российской культуры в различных областях; • Использовать базовые знания о специфике культур регионов России и региональных исследованиях в области теории регионоведения и международных отношений; • Объяснять причины и последствия изменения основных тенденций и закономерностей исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторических процессов, оценивать вклад культуры России в мировое культурное наследие; • Составлять комплексную характеристику России с учетом ее физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей с учетом исторической ретроспективы; • Анализировать основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
• Навыками составления характеристики культурного развития России в разные исторические периоды и оценивать ее вклад в развитие мировой цивилизации; • Навыками составления сравнительной характеристики культуры регионов России в разные исторические периоды; • Навыками сравнения основных тенденций и закономерностей исторического развития культуры России в контексте всемирно-исторического процесса; • Навыками сравнения физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных факторов в разные периоды истории России; • Навыками формирования гражданской позиции относительно основных этапов развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века. |
Содержание дисциплины | Введение в курс «История культуры России». Культура Древней Руси. Русская культура второй половины XIII—XVI веков. Русская культура XVII-XVIII веков. XIX век. «Золотой век» русской культуры. Культура XX-XXI вв.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office,
Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. История культурологической мысли. Энциклопедия культурологии // Словари и энциклопедии на Академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/394/ 5. Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/ 6. Культура и искусство http://art-history.ru 7. Мировая художественная культура http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm 8. Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic.edu.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |