Аннотация рабочей программы дисциплины
«Философия»

Цель изучения дисциплины Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОК-2
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- специфику философии как способа познания и духовного освоения мира;
- основные разделы философского знания и этапы его развития;
- основные философские категории и особенности их понимания в различных исторических типах философии и авторских подходах;
- основные определения ценности, а также основные положения аксиологии, содержание мира ценностей и его границы;
- основные концепции культуры, науки, производства, рационального потребления в истории философии;
- основное содержание и концепций самоорганизации в истории философии;
- модели и особенности реализации самообразования, исходя из целей развития своей личности и профессионального совершенствования;
- философское содержание характеристик и механизмов процесса личностного и общественного развития;
- основные закономерности и этапы развития философской мысли;
- основные отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического;
- особенности современной научной картины мира;
- базовые категории философского постижения мира;
- основные подходы, методы и приемы философского и научного постижения реальности;
- базовые методы философского и научного постижения окружающей среды;
- философское и общенаучное определение понятий «человек», «общество», «природа», «мир», «окружающая среда», «проблема», «метод», «проблемная ситуация»;
- основные концепции воздействия человека и общества на окружающую среду.
Уметь:
- различать отношения познавательные и ценностные, саму ценность и ее носителя, ценность и оценку;
- использовать методы гуманитарных наук в процессе решения профессиональных задач;
- применять методы рационального потребления в повседневной жизни и решении профессиональных задач;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- формулировать результаты учебной деятельности;
- публично представить основное содержание ключевых философских концепций и собственную позицию по основным философским проблемам в том числе и в профессиональной области в устной форме;
- самостоятельно строить процесс овладения информацией, представленной в классическом источнике по проблематике дисциплины;
- с учетом знания содержания основных концепций личностного развития самостоятельно планировать цели и выбирать приоритеты профессиональной деятельности;
- критически воспринимать, анализировать и оценивать информацию;
- оперировать ключевыми концепциями в истории философии, культурно-историческими событиями;
- анализировать условия и последствия воздействия человека на различные аспекты общественно-исторического, и экологического развития;
- выстраивать перспективы профессионального саморазвития;
- применять существующие и разрабатывать новые методики для решения профессиональных задач;
- применять приемы абстрагирования и критической рефлексии в решении познавательных и профессиональных задач;
- в общем виде осуществлять гуманитарную оценку антропогенного воздействия на окружающую среду;
- анализировать оригинальные философские источники на предмет выявлениями содержания и специфики воздействия человека на окружающий мир;
- критически оценивать использование в профессиональной деятельности современных технических систем защиты от различных природных процессов;
- находить пути разрешения проблемных ситуаций;
- пользоваться основными методами и приемами научного исследования и анализа проблем, позволяющими отличать факты от домыслов, информацию от мнений.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- приемами философской и этической рефлексии;
- ценностным отношением к явлениям культуры и духовной жизни (религия, философия, искусство);
- навыком решения профессиональных задач с помощью положений и методов гуманитарных и социальноэкономических наук;
- навыками организации процесса самообразования;
- приемами целеполагания во временной перспективе;
- навыками планирования и самоконтроля в процессе освоения учебного материала и выполнения практических заданий;
- мировоззренческими и методологическими подходами к решению философских проблем;
- навыками анализа причинно-следственных связей в развитии общества и форм общественного сознания;
- навыками анализа источников и исследовательской литературы по ключевым аспектам содержания дисциплины;
- приемами конспектирования, анализа содержания информации по философской и научной проблематике;
- естественнонаучной культурой в области защиты окружающей среды как частью общечеловеческой и профессиональной культуры;
- методами обработки, анализа и синтеза различных типов информации;
- навыками поиска нестандартных решений.
Содержание дисциплины Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре.. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.. Онтология.. Гносеология.. Социальная философия. Философское учение о человеке.. Философия науки.. Современность и будущее человечества.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Форма промежуточной аттестации Зачет.