Цель изучения дисциплины | изучение концептуальных представлений, а также общих и особенных элементов современной естественнонаучной картины мира и ознакомление студентов с мировоззренческими и методологическими принципами, характеризующими специфику естественнонаучного подхода к исследованию структуры реальности. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
о специфике естественнонаучной культуры и её отношениях с философией, развитии научного метода, истории естествознания; корпускулярную и континуальную концепции описания природы, основные идеи современной физики и космологии, химии и биологии, географии, геологии и экологии, принципы построения современной научной картины мира; Уметь:
отличать философские проблемы естествознания от научных, применять полученные знания в профессиональной деятельности и практике повседневной жизни; Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
представлениями о современных естественных науках и их проблемах, навыками выявления и формулирования философских проблем естествознания, их мировоззренческом значении. |
Содержание дисциплины | Естествознание как отрасль научного познания. Специфика естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.. История естествознания. . Тенденции развития и панорама современного естествознания. Структурные уровни организации материи. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Микромир, макромир, мегамир. Пространство и время как формы существования материального мира. Принципы относительности, принципы симметрии, законы сохранения.. Возникновение и развитие квантовой физики. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе.. Взаимодействия в природе. Близкодействие и дальнодействие как физические принципы. Концепция атомизма и элементарные частицы.. Состояние. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Самоорганизация в живой и неживой природе.. Современная астрономическая картина мира.. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ.. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Принцип универсального эволюционизма.. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Биоэтика и поведение человека.. Антропосоциогенез и генетика человека. Физиология человека. Здоровье и работоспособность. Эмоции и творчество.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office 2013
Windows 10 pro 7-Zip AcrobatReader LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru
Поисковая система «Google»: https://www.google.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Информационно-правовая система Гарант: http://www.garant.ru Информационно-правовая система КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |