Аннотация рабочей программы дисциплины
«Философия и методология науки»

Цель изучения дисциплины - ввести магистрантов в общее проблемное поле философии и методологии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности
- дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования
Место дисциплины в учебном плане Б1.В
Формируемые компетенции ОК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные формы мышления и развития знания;
- основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании;
- основные проблемы философии и методологии научного познания;
- понятийный аппарат философии и методологии науки;
- общенаучные методологические подходы;
- этапы становления и развития научного знания;
- особенности современного этапа развития научного знания;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные концепции социального пространства и времени;
- основные варианты понимания и определения «культурного ландшафта;
- подходы к изучению культурного ландшафта;
- основные принципы, исходные установки и методы, применяемые в процессе исследования социального пространства и времени;
- основные принципы, исходные установки и методы, применяемые в процессе исследования культурного ландшафта.
Уметь:
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах;
- обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов;
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявлять применение основных концепций социального пространства и времени в конкретных научных исследованиях;
- выявлять применение основных подходов к изучению культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях;
- устанавливать основной вариант понимания и определения культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях;
- выбирать и применять оптимальную для конкретного научного исследования концепцию социального пространства и времени;
- выбирать и применять оптимальный для конкретного научного исследования вариант понимания и определения культурного ландшафта;
- выбирать и применять оптимальный для конкретного научного исследования подход к изучению культурного ландшафта;
- выбирать и применять оптимальные принципы, исходные установки и методы в процессе для конкретного научного исследования социального пространства и времени.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками критического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками анализа научных и философских концепций;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики;
- навыками научной аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни;
- навыками ведения диалога;
- навыками научной и философской аргументации.
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками выявления применения основных концепций социального пространства и времени в конкретных научных исследованиях;
- навыками выявления применения основных подходов к изучению культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях;
- навыками выявления основного варианта понимания и определения культурного ландшафта в конкретных научных исследованиях;
- навыками применения оптимальной для конкретного научного исследования концепции социального пространства и времени;
- навыками применения оптимального для конкретного научного исследования варианта понимания и определения культурного ландшафта;
- навыками применения оптимального для конкретного научного исследования подхода к изучению культурного ландшафта;
- навыками применения оптимальных принципов, исходных установок и методов в процессе для конкретного научного исследования социального пространства и времени.
Содержание дисциплины Возникновение науки и основные стадии ее эволюции.. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета и субъекта социально-гуманитарного познания.. Проблема развития науки в философии. Актуальные проблемы философии науки. Проблема методов и методологии в науке и в философии.. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности. Общие методологические проблемы социально-гуманитарных наук. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура».. Позитивистский и герменевтический проекты философии и методологии научного познания.. Философские основания исследования культурного ландшафта.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/



Форма промежуточной аттестации Зачет.