Цель изучения дисциплины | - ввести магистрантов в общее проблемное поле философии и методологии науки, показать этапы становления и развития научного знания, смену научных парадигм, типов научной рациональности - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления диссертационного исследования - способствовать развитию творческого потенциала обучающихся |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основы и принципы критической рефлексии; - основные формы мышления и развития знания; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании; - основные проблемы философии и методологии научного познания; - понятийный аппарат философии и методологии науки; - общенаучные методологические подходы; - этапы становления и развития научного знания; - особенности современного этапа развития научного знания; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. Уметь:
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов; - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов; - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками критического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - навыками анализа научных и философских концепций; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики; - навыками научной аргументации; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни; - навыками ведения диалога; - навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала; - навыками научной и философской аргументации. - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов. |
Содержание дисциплины | Возникновение науки и основные стадии ее эволюции.. Понятие методологии. Специфика объекта и предмета и субъекта социально-гуманитарного познания.. Проблема развития науки в философии. Актуальные проблемы философии науки. Проблема методов и методологии в науке и в философии.. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности. Общие методологические проблемы социально-гуманитарных наук. Уровни познания и формы знания в социально-гуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура».. Позитивистский и герменевтический проекты философии и методологии научного познания.. |
Виды учебной работы | Лекции, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader 1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
2. Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ 3. Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ 4. Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ 5. Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: www.philosophy.ru 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/ 7. Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru 8. Поисковая система «Google» |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |