Цель изучения дисциплины | овладение навыками эффективного использования выразительных возможностей единиц разных уровней языка при создании текстов СМИ, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации; 2) формирование у студентов целостного системного представления о функционировании языка в его стилевых разновидностях, о стилистических ресурсах языка, разнообразие которых способно удовлетворить коммуникативные потребности журналиста; формирование у студента-журналиста целостного и системного представления о закономерностях создания и обработки журналистского текста; овладение методикой анализа и редактирования журналистского произведения; 3) формирование у студентов-журналистов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества. Для достижения цели ставятся задачи: определять средства выразительности на разных уровнях языка; характеризовать языковые, стилистические и коммуникативные нормы современного русского языка в целом и применительно к современной медиапрактике; использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с поставленными творческими задачами при подготовке медиаконтента; анализировать изобразительно-выразительные средства, используемые в медиатекстах; создавать медиатексты определенных стилей и жанров с использованием выразительных средств различных знаковых систем. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.04 |
Формируемые компетенции | ОПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
отличительные особенности медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиасегментов и платформ; о функционально-стилистической разнородности и выраженной социальной ориентированности текстов, распространяемых по каналам массовой коммуникации; об общей картине социальной и стилистической дифференциации национального языка в ее современном состоянии в том виде, как она предстает в масс-медиа; иметь представление об отечественном и мировом опыте разработки и реализации аналогичных (сходных) с разрабатываемым медиапроектов Уметь:
пользоваться стандартными и экспрессивными средствами выразительности русского языка различных знаковых систем в профессиональной коммуникации, способен совершенствовать свою языковую и коммуникативную компетентность; выявлять средства выразительности определенного типа СМИ посредством сопоставления этих средств в системе связей с другими СМИ; на основе этого анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с требованиями, принятыми в СМИ разных типов; правильно интерпретировать стилистическую информацию, которую несут единицы разных уровней языка (лексические, грамматические); находить иностилевые элементы в медиатекстах публицистического стиля и определять уместность их использования в данном медиатексте; оценить соответствие медиапроекта формату, стилю, целевой аудитории и политике СМИ или другим медиа. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
свободно владеет нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналистской деятельности; принципами выбора слова и лексической сочетаемости, нормами словообразования, правилами употребления знаков препинания, приемами экспрессивного языкового воздействия, в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания журналистского текста; способен подготовить журналистские тексты и (или) продукты различных жанров и форматов в соответствии с нормами русского языка, особенностями иных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах; решения поставленных задач при работе над авторским или коллективным практико-ориентированным медиапроектом |
Содержание дисциплины | Тенденции развития и стилистические ресурсы языка СМИ. Современные тенденции расширения выразительных средств языка в различных типах СМИ и новых медиа. Предмет и задачи курса практической медиастилистики. Стилеобразующие факторы. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Оpen office
7-Zip AcrobatReader Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |