Аннотация рабочей программы дисциплины
«Основы русского искусства XIX - начала XX века»

Цель изучения дисциплины Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области истории отечественного искусства ХХ века и их применения в исследовании различных аспектов искусства России ХХ-ХХI вв.
Цели курса:
- формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контесте духовно-нравственных и эстетических мдеалов;
- создать у студентов целостное представление о роли искусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства;
-научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур;
-помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведений разных видов искусства.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
- приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства 2-й половины XIX - начала ХХ в.;
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов;
- развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства;
- обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художесственного образования.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б.13
Формируемые компетенции ОПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- развитие изобразительного искусства в контексте культурно-исторических процессов в России II половины XIX-начала XX вв.;
- основные тенденции развития, стили и направления изобразительного искусства и архитектуры России II половины XIX-начала XX вв.;
- общезначимые ценности и нормы культуры;
- знаковую природу искусства, осваивать языки, культурные коды, символические значения различных видов искусства;
- знание основных этапов исторического развития искусства России, его места в художественной истории человечества, общего и особенного в развитии искусства России, фактов, дат, событий;
- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры.
Уметь:
-анализировать и соотносить художественные процессы в России начала ХХ века и политической ситуацией;
-определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
-давать объективную оценку художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века;
-самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой;
-решать исследовательские задачи в области истории отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХХ века.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач;
-навыками стилистического анализа художественных произведений;
-навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией,глубокими и системными знаниями о закономерностях и формах художественной практики в России ХХ в.
Содержание дисциплины Введение. Передвижнечество и академизм в художественной жизни России на рубеже веков. . Историческая живопись на рубеже веков. Жизнь, творчество и деятельность выдающихся художников конца XIX-XX вв.. Художественные объединения рубежа веков.. Архитектура на рубеже веков.. Скульптура на рубеже веков. Особенности русского искусства рубежа столетий.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
Форма промежуточной аттестации Экзамен, курсовая работа.