Цель изучения дисциплины | Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области истории отечественного искусства ХХ века и их применения в исследовании различных аспектов искусства России ХХ-ХХI вв. Цели курса: - формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контесте духовно-нравственных и эстетических мдеалов; - создать у студентов целостное представление о роли искусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства; -научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур; -помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведений разных видов искусства. В ходе освоения курса решаются следующие задачи: - приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства 2-й половины XIX - начала ХХ в.; - формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов; - развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства; - подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования; - сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства; - обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художесственного образования. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б.13 |
Формируемые компетенции | ОПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- развитие изобразительного искусства в контексте культурно-исторических процессов в России II половины XIX-начала XX вв.; - основные тенденции развития, стили и направления изобразительного искусства и архитектуры России II половины XIX-начала XX вв.; - общезначимые ценности и нормы культуры; - знаковую природу искусства, осваивать языки, культурные коды, символические значения различных видов искусства; - знание основных этапов исторического развития искусства России, его места в художественной истории человечества, общего и особенного в развитии искусства России, фактов, дат, событий; - знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства; - знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры. Уметь:
-анализировать и соотносить художественные процессы в России начала ХХ века и политической ситуацией; -определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; -давать объективную оценку художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века; -самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой; -решать исследовательские задачи в области истории отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХХ века. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
-навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач; -навыками стилистического анализа художественных произведений; -навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией,глубокими и системными знаниями о закономерностях и формах художественной практики в России ХХ в. |
Содержание дисциплины | Введение. Передвижнечество и академизм в художественной жизни России на рубеже веков. . Историческая живопись на рубеже веков. Жизнь, творчество и деятельность выдающихся художников конца XIX-XX вв.. Художественные объединения рубежа веков.. Архитектура на рубеже веков.. Скульптура на рубеже веков. Особенности русского искусства рубежа столетий. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, курсовая работа. |