Цель изучения дисциплины | Целью освоения учебной дисциплины Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи является формирование исторической памяти, восприятие и понимание культурного наследия как базовой ценности - дать общие понятия: «музей», «наследие», «мемориальный музей»; - показать специфику мемориальных музеев, комплексов, усадеб; - определить классификацию мемориальных музеев; - познакомить студентов с мемориальными музеями региона. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.01 |
Формируемые компетенции | ПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
историю развития мемориальных музеев; - тексты, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы и концепции историко-культурного наследия; - специфику провинциального историко-культурного наследия; - основные направления формирования мемориального пространства; Общие понятия дисциплины; основные закономерности профессиональной музейной деятельности; основные периоды исторического развития музейного дела России, место и роль российских музеев во всемирно- историческом процессе; основные факты музееведения, события, имена основных деятелей по сохранению историко-культурного наследия; Основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственной музейной политики; Природу и сущность музея, Сущность и содержание основных музейных понятий; Социальные функции музеев; Труды наиболее крупных ученых в области музееедения, музеологии, музейного дела Исторические этапы становления и развития коллективной и национальной памяти, значение сохранения и передачи традиций культурного наследия; функции, назначение мемориальных музеев их место в музейном строительстве; основные формы культурно-образовательной музейной деятельности; местоположение мемориальных музеев региона терминологический аппарат, выработанный мировым музееведческим сообществом; историю становления музейного проектирования в России, социальные функции мемориальные музеев и современные подходы к их осуществлению; международную практику использования культурного наследия. Уметь:
- строить мемориальную экспозицию в вузовской галерее; - разрабатывать концепцию выставки, экспозиции; - составлять каталог региональных мемориальных музеев - характеризовать основные закономерности профессиональной музейной деятельности; - выделять основные периоды исторического развития музейного дела России; - сопоставлять музейные факты, события, даты - определять музейную специфику России -выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к прошлом - применять информацию о достижениях наиболее крупных ученых в области музееведения, музеологии, музейного дела; - анализировать актуальные проблемы музейной государственной политики; - участвовать в музейной деятельности и реализовывать инновационные музейные технологии; - применять музейные идеи и функции в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, - эффективно работать с литературой по профилю - применять научные исследования и материалы для определения перспективного и стратегического развития мемориальных музеев; - выявлять наиболее выдающихся представителей в сфере культуры и искусства для перспективного развития мемориального пространства; ставить и решать задачи, связанных с реализацией искусствоведческих функций ализировать и осмысливать основные проблемы сохранения и использование историко-культурного наследия с учетом имеющихся музейных и источниковых данных; моделировать музейное мемориальное пространство, в том числе с использованием выставочных технологий; выражать профессиональную позицию по вопросам, касающихся влияния государственной политики на развитие мемориальных музеев; вести библиографическую работу с использованием современных информационных технологий. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- специальными терминами и понятиями для осуществления изыскательной и просветительской деятельности; - моделированием мемориального выставочного пространства - навыками самостоятельного анализа проблем музейного дела и охраны природного и культурного наследия - навыками организации и руководства индивидуальной научно-исследовательской работы студентов и работой научно-производственного коллектива. - навыками правильного воспроизведения музейных терминов и понятий, фактов, событий, дат - навыками анализа источников и литературы музейного характера - навыками сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе музейного материала - общей музейной культурой, - основным понятийным аппаратом музееведения, - навыками аргументированного изложения собственной точки зрения; способами ведения дискуссии об исторических этапах и особенностях мемориального строительства в России; концептуальными подходами для разработки профильных музеев. - навыками разработки и реализации научно-практических программ сохранения историко-культурного наследия; музейными технологиями для актуализации художественного наследия. |
Содержание дисциплины | Музей-хранитель историко-культурного наследия. Феномен музея . Формы и методы популяризации культурного наследия. Мемориальный музей в отечественной культуре. Проектирование в мемориальных музеях России. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |