Цель изучения дисциплины | Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи. Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
основы психолингвистики как теории речевой деятельности, парадигмы междисциплинарных исследований психологии языка и речи, модели образования, восприятия, понимания речи, ключевые вопросы мозговой организации речевых процессов. Уметь:
пользоваться психолингвистическими методиками исследования экспериментального материала, проводить психологическую оценку детской речи, применять речевые приемы семантического воздействия. применять риторические средства и приёмы воздействия Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
основами анализа онтогенеза речи, навыками оценки речевой и мыслительной деятельности, приемами оценки нарушений в развитии языка и речи (онтогенез\патогенез речи). оценкой способов вербального поведения, включая эксплицитно выраженную агрессию и псевдологическую аргументацию. |
Содержание дисциплины | Введение в психолингвистику. Семиотические основы психолингвистики.. Категории и понятия в психолингвистике.. Становление основных научных направлений в психолингвистики.. Методы психолингвистических исследований. Ркечевая деятельность и речевое поведение.. Дискурс как объект исследования в современной психолингвистике. Детская речь и психолингвистика развития. . Вопросы мозговой организации речевых процессов. Нейролингвистика и патопсихолингвистика. . Прикладные аспекты психолингвистики.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Тестовая экспертная система "Phonolog" (разработка sny-research group, науч.рук.Янова Н.Г.)
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader ЭУМКД по курсу Психолингвистика
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |