Аннотация рабочей программы дисциплины
«Зоопсихология и сравнительная психология»

Цель изучения дисциплины Целью освоения учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» является формирование у студентов-психологов системы научного знания в области зоопсихологии и сравнительной психологии, включающей современные представления о природе психики, ее структуре, динамике развития в процессе эволюции, ее специфике у животных и человека, предпосылках возникновения человеческого сознания.
Задачи:
- познакомить студентов с системой понятий и категорий, с помощью ко-торых зоопсихология пытается отразить все многообразие проявлений психики животных;
- помочь овладеть знаниями о проявлениях, закономерностях и эволюции психики, о происхождении и развитии в онтогенезе и филогенезе психи-ческих процессов у животных;
- дать определенные знания о проявлении психики животных через раз-личные формы поведения – таксисы, инстинктивное поведение, науче-ние, интеллектуальное поведение;
- показать сложность и многообразие психики животных, проявляющиеся в различных формах социального поведения;
- дать знания студентам вы области сравнительной психологии;
- обеспечить понимание того, что изучение человеческой психики воз-можно лишь при учете как общих с животными эволюционных корней психической деятельности животных и человека, так и качественных пе-рестроек, поднявших эту деятельность на совершенно новый, небывалый до того уровень развития;
- познакомить с достижениями в области прикладной зоопсихологии.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ПК-19
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
об основах происхождения и развития психики в филогенезе; современ-ные теоретические подходы к проблеме возникновения человеческого сознания; о стадиях развития психики; отличительные особенности психики животных и человека;об основных категориях, необходимых для анализа развития психики с точки зрения эволюционно-системного подхода; об основных закономерностях, механизмах протекания психических процессов у животных;
об эволюции и специфике основных форм поведенческой активности животных: особенностях потребностно-мотивационной сферы (комфортное, пищевое, репродуктивное поведение); особенностях ориентировочно-исследовательской деятельности; коммуникативной деятельности; особенностях онтогенеза
Уметь:
проследить эволюционные изменения в строении нервной системы, органов чувств, психических функций животных и человека;сопоставлять психосоциальные явления у животных и человека; выявлять эволюционные функциональные аналогии основных форм поведения животных и человека: репродуктивного, родительского и агрессивного;
анализировать и сопоставлять данные сравнительно-психологических исследований отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития, онтогенеза высших жи-вотных и человека, антропологически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях, разви-тия психики в антропогенезе;проанализировать отличия поведения различных классов животных с точки зрения отдельных психических процессов, с точки зрения развития системных образований психики (интеллект, игровая деятельность, общение и пр.);
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
оценки степени тождества и различий в психике высших человекообразных обезьян и человека; проведения сравнительного анализа развития психики в онтогенезе на различных эволюционных уровнях; использования зоопсихологических знаний в хозяйственной и природоохранной деятельности человека и в практической психологической работе
Содержание дисциплины Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы. Связь с другими науками. Общая характеристика психики животных.. Происхождение психики. Эволюция психики в филогенезе. Раздел 3. Особенности развития и функционирования потребностно-мотивационной сферы животных на разных уровнях развития психики.. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Поведение и эволюция. Индивидуальное поведение животных.Врожденное и приобретенное в поведении животных.. Развитие психики животных в онтогенезе.Особенности онтогенеза как показатель развития психики животных.. Коммуникативное и общественное поведение животных.. Сравнительная психология и проблема происхождения человеческой психики.Эволюция психики человека в филогенезе..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
- Word- 2007
- POWER Point 2010
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
ЭУМК "Зоопсихология и сравнительная психология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1887
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.