Аннотация рабочей программы дисциплины
«Психолого-педагогическая диагностика»

Цель изучения дисциплины Цель: реализация диагностических компетенций в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, предполагающее проведение диагностического обследования и исследования детей разных возрастов и их родителей, педагогический состав с использованием репертуара стандартизированного инструментария, сформировать навыки написания психолого-педагогического диагностического заключения по вынесенному психодиагностическому диагноз на дифференциальном и прогностическом уровне. Программа курса включает разделы тестологии и психометрики, связанные с системой знаний и умений корректного построения психодиагностического обследования и научного диагностического исследования, а также с количественно-качественной обработкой их результатов.
Настоящий курс, посвящен изучению диагностических методик исследования с целью развития навыков психодиагностического исследования и психодиагностическое обследования сферы психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогической экспертизы. В том числе задачей познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития. Познакомить с работой психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения
Задачи курса:
• Дать студентам необходимые теоретические знания и основные практические навыки, необходимые в психолого-педагогической диагностике.
• Раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики как особой отрасли теоретического и прикладного знания, показать ее инструментальную роль в практике.
• Обеспечить усвоение принципов психолого-педагогической диагностики и дифференциальной психометрики для реализации задач современной квалиметрии.
• Познакомить с количественными и качественными методами психодиагностического обследования индивидов и групп в образовательном процессе.
• Сформировать умения оценивать качество психодиагностических методик, применимые к психолого-педагогической диагностике.
• Ознакомить с основными классами психодиагностических методик, обучить правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОПК-1, ПК-5, ПК-6
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- нормативные возрастные новообразования, социальную ситуацию развития и ведущий вид деятельности; специфику психичесого функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов рисков отклонения правила психолого-педагогической диагностики личности;
- основания разработки моделей диагностики, выбор методов сбора первичных данных, их анализ и интерпритацию; требования к психолого-педагогическому заключению по результатам мониторинга личностного развития детей;
- уровневую структуру учебной деятельности; уровни отклонений психического развитяи; причины школьной дезадаптации и неуспеваемости; основные категории специальной психологии и педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, социальная адаптация, социальная реабилитация, специальное (коррекционное) образование); организацию работы психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК); основные методы психолоо-педагогическойдиагностики.
Уметь:
- проводить диагностическое обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проводить дифференциальной диагностики для определения типа нормативного и анормального онтогинеза развития; проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого проводить психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение; выявлять потребности, проблемы, конфликтные ситуаций и отклонения в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов; использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; диагностировать признаки семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье;
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику с целью выделения группы риска, осуществлять диагностику лиц с девиантным поведением; диагностировать психологические свойства, состояния человека, характеристики психических процессов и проявлении в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивида и группы; выявит причины и условия девиантного поведения, школьной дезадаптации; оценить и проанализировать риски и ресурсы социальной среды, социальной ситуации развития; диагностировать и идентифицировать проблемы психического, личностного о и социального развития;
- проводить мониторинг и оценку эффективности коррекционной и реабилитационной программы; проводить диагностику педагогического состава для выявления рисков профессиональной деформации, эмоционального выгорания, снижения уровня коммуникативных навыков и психологической культуры. Оценки психологического климата в образовательном учреждении; выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе детей; составлять психолого-педагогическую характеристику с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы;
готовить материалы для ПМПК.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи; навыками анализа психолого-педагогических условий образовательного процесса;
- навыками экспертной психолого-педагогической деятельности; навыками осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; навыками проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности;
- навыками составления протокола диагностического обследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза; правилами и принципами проведения диагностического обследования индивидов и групп в соответствии со спецификой предмета и объекта исследования.


Содержание дисциплины Теоретико-методологические основания психолого-педагогической диагностики. . Методы психолого-педагогической диагностики.. Направления психолого-педагогической диагностики.. Психолого-педагогическая экспертиза.. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. .
Виды учебной работы Практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MC Exsel, SPSSS, мультимейдиный проектор
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml Электронный журнал Psyjournals, раздел Психологическая диагностика.
Методические руководства к тестовым методикам:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/228377/
http://www.labirint.ru/series/12519
http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line
http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/
http://lab.psytest.ru
http://psystudy.ru/
http://elibrary.ru
http://vch.narod.ru/
http://www.psytest.ru/
http://www.psydiag.yaroslavl.ru/

http://vch.narod.ru/

http://adalin.mospsy.ru/-
http://testoteka.narod.ru/-
http://www.bitnet.ru/psycho/index.html
http://www.mtu-net.ru/
Форма промежуточной аттестации Зачет.