Цель изучения дисциплины | Формирование у студентов гуманистических социальных установок по отношению к субъектам и процессу социального воспитания, готовности к решению профессиональных задач в области социально-педагогической деятельности: создание условий для полноценного обучения, воспитания детей, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализации воспитанников; участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности - специфику индивидуального и группового психологического обследования учащихся различного возраста - методику социальной профилактики, диагностики, коррекции недостатков личностного развития детей - концепции личности, психологическую структуру личности, индивидуально типологические особенности личности, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики - современные методы, позволяющие осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер - приемы и методы организации, планирования психопрофилактических мероприятий - методы психологической диагностики отклоняющегося развития личности у детей и подростков, мониторинга социального поведения и личностного развития Уметь:
- проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия; оценку рисков и ресурсов позитивного развития в социальной и образовательной среде - выявлять психолого-педагогические проблемы, приводящие к отклонениям в поведении; использовать методы анализа процессе сопровождения социальной ситуации развития для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития - пользоваться приемами и методами организации, планирования психопрофилактических мероприятий, составления заключений о прогнозе поведения осужденного, групп осужденных - осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер - ориентироваться в многообразии теоретических подходов к проблеме личности; анализировать социально-педагогические явления - выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками использования методов анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития - способами создания благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи, других детей и значимых взрослых - базовыми методами и процедурами проведения мероприятий, направленных на прогноз поведения, анализ и интерпретацию полученных результатов - приемами, позволяющими осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер - методами психологического изучения личности, коллектива - приемами, позволяющими выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
Содержание дисциплины | Социальная педагогика как отрасль знания. Социализация как ключевая проблема социальной педагогики. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip AcrobatReader ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |