Цель изучения дисциплины | Цель курса – углубление понимания закономерностей возникновения, развития, функционирования малых и больших социальных групп на основе знакомства студентов с различными положениями отечественных и зарубежных социально-психологических теорий, затрагивающих данную проблематику, и формированием у студентов навыков самостоятельного анализа групповых проблем. Задачи курса: - познакомить студентов с проблематикой социально-психологического подхода к изучению малых и больших социальных групп; - определить специфику поведения и деятельности личности в условиях большой и малой группы; - обеспечить овладение методами научного исследования малой и большой группы; - способствовать формированию целостного представления об особенностях возникновения, развития и функционирования малых и больших групп; - создать условия для развития у студентов позиции «активного исследователя» групповых процессов. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ПК-8 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
определения малой и большой социальной группы, основные характеристики социальных групп; специфику групп девиантной направленности, основные отечественные и зарубежные подходы к изучению психологии малых и больших социальных групп для возможности и преодоления трудностей в оказании как индивидуальной, так и групповой помощи детям и подросткам с высоким риском девиантного поведения; особенности групповой динамики, внутригрупповых и межгрупповых отношений с точки зрения влияния их на формирование, социализацию ребенка; способы воздействия на малые и большие социальные группы с целью реализации психологического просвещения специалистов и участников процесса сопровождения. Уметь:
диагностировать и давать общую оценку различным социально-психологическим характеристикам социальных групп и процессам, происходящим в них; выделять, диагностировать и анализировать социально-психологических характеристики и процессы, происходящие в малых и больших социальных группах, составлять социально-психологическую характеристику малой группы с целью выявления, коррекции и профилактики риска воспроизводства девиантного поведения. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Владеет категориальным аппаратом психологии групп и технологией применения различных психодиагностических методик исследования социальных групп; методами планирования и проведения полноценного научно-психологического исследования малых и больших групп, способами реализации программ психологического просвещения и профилактики девиантного поведения. |
Содержание дисциплины | Психология малой группы. Основные проблемы психологии больших социальных групп. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-zip AcrobatReader 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |