Цель изучения дисциплины | Цель преподавания дисциплины: освоение материала о антропологически значимых параметрах морфологии человека, формирование представлений о роли эволюционной идеи в изучении антропогенеза, изучение основ расоведения. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.06 |
Формируемые компетенции | ПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основы теорией антропогенеза, схемы классификаций сомато- и психотипов человека, факторы расообразования; - морфологию и образе жизни отдельных представителей, австралопитековых, архантропов, палеоантропов и неоантропов; - особенности олдувайской, ашельской, мустьерской культур. - о современных методах исследования морфологии человека; - основы конституциологии; - о методах популяционной генетики. Уметь:
- определить место человека в системе животного мира; - различать принципы различных схем классификаций морфологических, физиологических и психологических типов, определять их; - охарактеризовать ранние и поздние этапы становления культуры, развития речи и социализации людей. - реализовать методы выявления физического состояния и морфологического статуса человека; - применить знания об этнических различиях в человеческой популяции в практике научной работы; - использовать знания о статистических методах исследования в антропологии. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- знаниями о доказательствах эволюции, процессах роста и развития организма, факторах расо- и этнообразования; - механизмы адаптивных изменений расовых признаков, морфо-функциональных особенностей жителей разных географических зон; - знаниями об этногенезе и может проиллюстрировать на примерах динамику формирования этносов. - методами антропометрии и антропоскопии; - навыками изучения морфологии человека с учетом пола, календарного и биологического возраста, места проживания испытуемых; - математическими методами анализа , применяемых в антропологии ( вариационная статистика, кластерный и дисперсионный анализ). |
Содержание дисциплины | Введение. Антропогенез как раздел антропологии, изучающий происхождение и социогенез человека. Место человека в системе животного мира.. Животные предки человека. Основные этапы эволюции приматов и гоминоидов.. Ранние этапы эволюции гоминид. Факторы и критерии гоминизации.. Происхождение Homo sapiens. Гипотезы и поли- и моноцентризма.. Эволюция мозга приматов и становление высших психических функций человека. Общая патология психических расстройств.. Происхождение человеческого общества. Современный человек и эволюция. . Морфология человека. Рост и конституция человека. Морфологические, физиологические, биохимические, психофизиологические, психогенетические, биосоциальные, генетические, медицинские и экологические основы конституции человека.. Экологические аспекты развития и существования человека. Факторы риска, причины и типы основных патологий у коренных жителей разных климато-географических регионах и у мигрантов в условиях адаптационного стресса. Разнообразие человеческих экосистем. Экология питания. Климатическая адаптация и стресс. . Популяционный полиморфизм и географическая изменчивость Homo sapiens.. Смешение, адаптация и изоляция Homo sapiens. Расселение по земному шару и формирование новых адаптивных типов.. Стабильность популяций. Демография и демографические тенденции в мире и современной России.. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |