Аннотация рабочей программы дисциплины
«Биология человека»

Цель изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины: освоение материала о антропологически значимых параметрах морфологии человека, формирование представлений о роли эволюционной идеи в изучении антропогенеза, изучение основ расоведения.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.06
Формируемые компетенции ПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основы теорией антропогенеза, схемы классификаций сомато- и психотипов человека, факторы расообразования;
- морфологию и образе жизни отдельных представителей, австралопитековых, архантропов, палеоантропов и неоантропов;
- особенности олдувайской, ашельской, мустьерской культур.
- о современных методах исследования морфологии человека;
- основы конституциологии;
- о методах популяционной генетики.
Уметь:
- определить место человека в системе животного мира;
- различать принципы различных схем классификаций морфологических, физиологических и психологических типов, определять их;
- охарактеризовать ранние и поздние этапы становления культуры, развития речи и социализации людей.
- реализовать методы выявления физического состояния и морфологического статуса человека;
- применить знания об этнических различиях в человеческой популяции в практике научной работы;
- использовать знания о статистических методах исследования в антропологии.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- знаниями о доказательствах эволюции, процессах роста и развития организма, факторах расо- и этнообразования;
- механизмы адаптивных изменений расовых признаков, морфо-функциональных особенностей жителей разных географических зон;
- знаниями об этногенезе и может проиллюстрировать на примерах динамику формирования этносов.
- методами антропометрии и антропоскопии;
- навыками изучения морфологии человека с учетом пола, календарного и биологического возраста, места проживания испытуемых;
- математическими методами анализа , применяемых в антропологии ( вариационная статистика, кластерный и дисперсионный анализ).
Содержание дисциплины Введение. Антропогенез как раздел антропологии, изучающий происхождение и социогенез человека. Место человека в системе животного мира.. Животные предки человека. Основные этапы эволюции приматов и гоминоидов.. Ранние этапы эволюции гоминид. Факторы и критерии гоминизации.. Происхождение Homo sapiens. Гипотезы и поли- и моноцентризма.. Эволюция мозга приматов и становление высших психических функций человека. Общая патология психических расстройств.. Происхождение человеческого общества. Современный человек и эволюция. . Морфология человека. Рост и конституция человека. Морфологические, физиологические, биохимические, психофизиологические, психогенетические, биосоциальные, генетические, медицинские и экологические основы конституции человека.. Экологические аспекты развития и существования человека. Факторы риска, причины и типы основных патологий у коренных жителей разных климато-географических регионах и у мигрантов в условиях адаптационного стресса. Разнообразие человеческих экосистем. Экология питания. Климатическая адаптация и стресс. . Популяционный полиморфизм и географическая изменчивость Homo sapiens.. Смешение, адаптация и изоляция Homo sapiens. Расселение по земному шару и формирование новых адаптивных типов.. Стабильность популяций. Демография и демографические тенденции в мире и современной России..
Виды учебной работы Лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.