Цель изучения дисциплины | Целями освоения учебной дисциплины являются: ознакомить студентов с физиологическими основами и механизмами адаптации человека и животных, учением о стрессе, со специфическими механизмами адаптации человека к условиям высокогорья, пустыни, приполярья. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.01.01 |
Формируемые компетенции | ПК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
о различных концепциях о содержании понятия "гомеостаз" и уметь обосновать свои предпочтения в выборе определенной теории; о различных концепциях о содержании понятия "стресс" и уметь обосновать свои предпочтения в приверженности определенным идеям; о физиологах, стоящих на позициях нервизма, доминирования гуморальной регуляции и представителях нейроэндокринной теории. Уметь:
показать различия в представлениях У. Кеннона, К.Бернара, П.Д. Горизонтова о гомеостазе и обосновать собственную точку зрения; привести примеры разных точек зрения о содержании понятия "адаптации"; представить план изучения физиологии адаптации к пустынным, высокогорным и северным территориям с учетом методологических требований к натурным исследованиям. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
представлениями о методах оценки дыхания, кровообращения, теплового обмена, состояния крови у человека в экстримальных условиях среды; навыками организации научных исследований, адекватного подбора методик в экспедиционных группах; экспресс-методами комплексной оценки функционального состояния человека в экстремальных условиях среды и при перемещении в климатоконтрастные регионы. |
Содержание дисциплины | Предмет, задачи и методы экологической физиологии. Понятия «гомеостаз», «адаптация». Классификация адаптаций. Характеристика факторов внешней среды. . Роль нервной деятельности в поведении животных. Гормональная регуляция в процессе адаптации. Учение о генерализованном адаптационном синдроме Г. Селье. Стратегии биохимической адаптации. . Приспособление живых организмов к термическим воздействиям на уровне целого организма, тканей и клеток. Механизмы физической и химической терморегуляции. . Адаптация человека к условиям аридной, юмидной зоны и высоким широтам. . Адаптация человека и животных к различным условиям газовой среды. Человек в высокогорье. . Космическая биология. Воздействие на человека перегрузок, невесомости, гиподинамии, различного вида излучений, изоляции во время космических полетов.. Психофизиология экстремальных состояний. Условия возникновения психоэмоционального стресса. Факторы психического напряжения в малых изолированных группах. . Индивидуальные особенности адаптаций к экстремальным факторам среды. Типология поведенческих реакций человека. . |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru) 5. BioOne Complete (http://www.bioone.org) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |