Аннотация рабочей программы дисциплины
«Зоология»

Цель изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с многообразием животных, механизмами их адаптации к окружающей среде, планетарной ролью и большим практическим значением для человека; на их примере продемонстрировать ход эволюционного процесса и другие биологические закономерности.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
– изучить место и роль животных в общей организации жизни;
– изучить систему и филогению животного мира;
– знать характеристику и систематическую структуру типов животных;
– приобрести навыки опознавания представителей основных таксонов, в том числе наиболее практически значимых, мировой и региональной фауны;
– приобрести навыки анатомо-морфологического исследования типичных зоологических объектов с использованием соответствующего оборудования и приборов;
– получить представление об основных этапах филогенетического развития животных и закономерностях их эволюции.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б.05
Формируемые компетенции ОПК-3
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
базовые представления о фаунистических объектах;
понимать значение биологического разнообразия для стабильности экологических систем;
основные принципы современной систематики и общие морфофизиологические особенности позвоночных животных на разных уровнях организации и в пределах основных таксонов;
современные методы работы с позвоночными животными;
принципы работы современной аппаратуры (фотоловушки и пр.);
знать основные методы коллеционирования позвоночных животных.
Уметь:
использовать способы наблюдения;
использовать способы описания фаунистических систем;
культивировать животных для вивария;
применять современные экспериментальные методы работы с позвоночными животными в полевых и лабораторных условиях;
выделять общие и частные морфофизиологические особенности характерные для разных систематических групп позвоночных;
на практике использовать современное экспериментальное оборудование.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
навыками идентификации зоологических объектов;
методами проведения наблюдений, описания и сравнительного анализа при изучении животных;
составления коллекций позвоночных животных;
методами препарирования животных;
навыками описания и сравнительного анализа при изучении животных с использованием живвых объектов;
навыками работы с современной аппаратурой как лабораторной, так и в полевых условиях.
Содержание дисциплины Раздел 1. Предмет и задачи зоологии. Система животного мира. Многообразие животных. Раздел 2. Подцарство Рrotozoa–Простейшие. Раздел 3. Подцарство Metazoa –Многоклеточные. Раздел 4. Тип Spongia –Губки. Раздел 5. Тип Coelenterata –Кишечнополостные. Раздел 6. Тип Ctenophora –Гребневики. Раздел 7. Тип Plathelminthes – Плоские черви. Раздел 8. Тип Nemathelminthes – Круглые черви. Раздел 9. Тип Annelida –Кольчатые черви. Раздел 10. Тип Mollusca –Моллюски. Раздел 11. Тип Echinodermata –Иглокожие. Раздел 12. Тип Arthropoda –Членистоногие. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов. Происхождение хордовых животных. Отличие от беспозвоночных.. Подтип Туникаты. Особенности организации асцидий, сальп и аппендикулярий.. Подтип Бесчерепные. Черты сходства с беспозвоночными.. Подтип Vertebrata. Класс Cyclostomata. Систематика группы. Строение речной миноги.. Систематика кл. Chondrichthyes. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Изучение внешней и внутренней морфологии акул и скатов.. Внешняя и внутренняя морфология костных рыб на примере окуня. . Систематика кл. Osteichthyes. Основные надотряды. Определение костных рыб.. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере остромордой лягушки. Проведение вскрытия.. Систематика кл. Amphibia. Определение хвостатых и бесхвостых земноводных. Внешняя и внутренняя морфология пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Проведение вскрытия.. Систематика кл.Reptilia. Определение черепах, ящериц и змей.. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц на примере сизого голубя. Проведение вскрытия. Черты приспособленности птиц к полету.. Систематика кл. Aves. Определение птиц. Внешняя и внутренняя морфология млекопитающих на примере серой крысы. Проведение вскрытия. Уникальные черты строения млекопитающих..
Виды учебной работы Лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
Форма промежуточной аттестации Экзамен.