Цель изучения дисциплины | Цель преподавания дисциплины: формирование у студентов наиболее полного и комплексного представления о важности и способах сохранения биологического разнооб-разия планеты в самом широком смысле, включая видовое разнообразие, генетическое, зоогеографическое, биоценотическое, морфологическое и пр.; воспитание экологического мышления и экологической культуры. Задачи дисциплины: в результате изучения дисциплины студент должен: – понять безальтернативность решения проблемы сохранения генофонда животных как необходимого (хотя и не достаточного) условия сохранения на Земле человека как биологического вида; – иметь представление о важнейших направлениях взаимодействия и взаимоприспособления человека и животных (доместикация, синантропизация, интродукция, реинтродукция), в процессе и в результате которых человечество может и должно сохранить значительную часть биологического разнообразия; – знать основные стратегические направления решения проблемы сохранения природных систем, коими являются выделение особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников), искусственное разведение животных; консервация генетического материала в целях возможного дальнейшего использования для восстановления видов. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.09 |
Формируемые компетенции | ПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
состояние генофонда и биологического разнообразия в планетарном масштабе сферы и виды деятельности человека, ведущие к сокращению биоразнообразия и генофонда; методические особенности изучения редких видов; категории статуса редких и исчезающих видов и назвать их критерии; основные стратегии сохранения редких видов и назвать основные тактические меры и способы решения проблемы методические особенности изучения редких видов; категории статуса редких и исчезающих видов и назвать их критерии; основные стратегии сохранения редких видов и назвать основные тактические меры и способы решения проблемы Уметь:
оценить категорию редкости вида, пользуясь известными критериями; выбрать адекватную стратегию и тактику его сохранения. оценить категорию редкости вида; подбирать методы по сохранению биоразнообразия Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
базовыми теоретическими знаниями о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов методами оценки состояния популяций, оценки вероятности сохранения или исчезновения популяции; методиками ее изучения. |
Содержание дисциплины | Биология охраны природы как самостоя-тельная область знания. Причины сокращения численности и вымирания растений. Сокращение численности видов и его последствия. Красные книги МСОП, национальные, региональные в системе сохранения биоразнообразия. Глобальные формы взаимодействия социума и биоты. Способы сохранения генофонда . Некоторые особенности исследования редких видов. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |