Цель изучения дисциплины | Цель дисциплины – подготовка будущих специалистов к самостоятельным научным исследованиям в области туризма, изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов. Задачи дисциплины: Ознакомление студентов с научной терминологией и основными методами научных исследований Освоение принципов основных философских, общенаучных и частнонаучных подходов и их принципов методологической базы научных исследований Определение основных возможных направлений и форм научных исследований сферы туризма; Изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования Изучение конкретных методов и технологий исследования и проектирования социально-экономических систем и процессов, позволяющее студенту участвовать в научно-исследовательских работах университета, грамотно оформлять результаты исследований; Изучение требований к студенческим проектам и технологии их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые и дипломные работы и проекты. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.03 |
Формируемые компетенции | ОК-7 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- этапы научного исследования; - основные этапы научного исследования и их специфику; - направления научных исследований в сфере туризма; - общие принципы научного проектирования в сфере туризма; - основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы; - требования к оформлению научных работ; - основные источники научной информации; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - структуру и специфику основных разделов курсового исследования и ВКР; - правила и требования к оформлению научного исследования; - типы мировоззрения; - основные функции философии; - специфику ведения философского диалога; - основы и принципы критической рефлексии; - понятие, классификацию и средства информационных и коммуникационных технологий; - принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании; - принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты); - основные особенности eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ); - достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru; - философские и общенаучные методы научного исследования; - основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - понятие, функции и классификацию научных методов; - понятие метода и методологии научного исследования; - частные научные методы, применяемые с сфере туризма; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации; - основные виды и способы обоснования и критики убеждений; - основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма; - основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма; - основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма; - основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма. Уметь:
- использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений; - применять полученные знания для анализа общественных явлений; - выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики; - использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений; - выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования; - самостоятельно проводить сбор научной информации; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования; - применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационно-коммуникативных технологий; - применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента; - применять систему поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов; - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений; - выбрать метод и методику проведения исследовательских работ; - выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - совмещать поля аргументации; - применять основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма; - применять основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма; - применять основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма; - применять основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы); - навыкам творческого мышления, позволяющими использовать имеющиеся знания и генерировать новые. - навыками самостоятельного поиска информации как в печатных, так и электронных каталогах, изданиях и платформах; - пользоваться различными поисковыми режимами в электронных каталогах, изданиях и платформах; - навыками выявления и совмещения полей аргументации; - навыками коммуникации, понимать её философское значение; - навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий; - навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента; - навыками использования системы поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента; - основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации туризма; - навыками анализа экономической сферы туристского предприятия и организации; - научного анализа проблемы; - навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы; - навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса и туризма; - навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования; - навыками применения основных частных и конкретных методов социальных исследований в сфере туризма; - навыками применения основных частных и конкретных методов социологических исследований в сфере туризма; - навыками применения основных частных и конкретных методов психологических исследований в сфере туризма; - навыками применения основных частных и конкретных методов экономических исследований в сфере туризма. |
Содержание дисциплины | Общая характеристика научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма.. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социально-гуманитарного познания. Методологические основания научных исследований в сфере социо-культурного сервиса и туризма. Методология и методы социологических исследований в сферах сервиса и туризма . Методология и методы психологических исследований в сферах сервиса и туризма . Методология и методы экономических исследований в сферах сервиса и туризма . Научное исследование студента: общая характеристика, структура и требования. Методика проведения научного исследования студента и написания итоговой работы. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686
Современные информационные технологии в туристском бизнесе: http://vorst-alina.narod.ru/ ФЗ об основах турдеятельности: http://ozpp.ru/zknd/turi/ Федеральное агентство по туризму: http://www.russiatourism.ru/ Официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru/minec/main Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |