Аннотация рабочей программы дисциплины
«Методы научных исследований»

Цель изучения дисциплины Цель дисциплины – подготовка будущих специалистов к самостоятельным научным исследованиям в области социально-культурного сервиса, изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов.
Задачи дисциплины:
Ознакомление студентов с научной терминологией и основными методами научных исследований
Освоение принципов основных философских, общенаучных и частнонаучных подходов и их принципов методологической базы научных исследований
Определение основных возможных направлений и форм научных исследований сферы социально-культурного сервиса;
Изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования
Изучение конкретных методов и технологий исследования и проектирования социально-экономических систем и процессов, позволяющее студенту участвовать в научно-исследовательских работах университета, грамотно оформлять результаты исследований;
Изучение требований к студенческим проектам и технологии их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые и дипломные работы и проекты.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.03
Формируемые компетенции ОК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- философские и общенаучные методы научного исследования;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- типы мировоззрения;
- основные функции философии;
- специфику ведения философского диалога;
- основы и принципы критической рефлексии;
- понятие, функции и классификацию научных методов;
- основные этапы научного исследования и их специфику;
- основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы;
- понятие, классификацию и средства информационных и коммуникационных технологий;
- направления научных исследований в сфере социально-культурного сервиса;
- общие принципы научного проектирования в сфере сервисной деятельности;
- понятие метода и методологии научного исследования;
- этапы научного исследования;
- частные научные методы, применяемые с сфере социально-культурного сервиса;
- требования к оформлению научных работ;
- основные источники научной информации;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- структуру и специфику основных разделов курсового исследования и ВКР;
- правила и требования к оформлению научного исследования;
- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании;
- принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования студента (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты);
- основные особенности eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ);
- достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru.
Уметь:
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии естественно-научного и социально- гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять полученные знания для анализа общественных явлений;
- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики;
- использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений;
- выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования;
- самостоятельно проводить сбор научной информации;
- выбрать метод и методику проведения исследовательских работ;
- выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования;
- совмещать поля аргументации;
- применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационно-коммуникативных технологий;
- применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента;
- применять систему поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками выявления и совмещения полей аргументации;
- навыками коммуникации, понимать её философское значение;
- навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы);
- навыкам творческого мышления, позволяющими использовать имеющиеся знания и генерировать новые.
- навыками самостоятельного поиска информации как в печатных, так и электронных каталогах, изданиях и платформах;
- пользоваться различными поисковыми режимами в электронных каталогах, изданиях и платформах;
- общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации сервисной деятельности и туризма;
- навыками анализа экономической сферы сервисного предприятия и организации;
- научного анализа проблемы;
- навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы;
- навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса;
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования;
- навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий;
- навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента;
- навыками использования системы поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента.
Содержание дисциплины Общая характеристика научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма.. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социально-гуманитарного познания. Методологические основания научных исследований в сфере социо-культурного сервиса и туризма. Методология и методы социологических исследований в сферах сервиса и туризма . Методология и методы психологических исследований в сферах сервиса и туризма . Методология и методы экономических исследований в сферах сервиса и туризма . Научное исследование студента: общая характеристика, структура и требования. Методика проведения научного исследования студента и написания итоговой работы.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором: http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686
Современные информационные технологии в туристском бизнесе: http://vorst-alina.narod.ru/
ФЗ об основах турдеятельности: http://ozpp.ru/zknd/turi/
Федеральное агентство по туризму: http://www.russiatourism.ru/
Официальный сайт Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru/minec/main
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Форма промежуточной аттестации Зачет.