Аннотация рабочей программы дисциплины
«Теория и методология социально-экономических исследований в туризме»

Цель изучения дисциплины - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выработать навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе различных подходов и способность разрабатывать оптимальную стратегию действий в процессе научного исследования;
- выработать умение планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности
Место дисциплины в учебном плане Б1.О.02
Формируемые компетенции УК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные подходы к определению «проблемной ситуации»;
- основные особенности проблемной ситуации;
- причины возникновения проблемной ситуации;
- основные отличия и взаимосвязь проблемной ситуации, задачи и проблемы;
- основные подходы к определению «проблемы»;
- основные особенности научной проблемы;
- виды проблем;
- направления, способы и основные этапы развития проблемы;
- основные методологические принципы и основания системного подхода;
- специфику применения системного подхода в конкретнонаучных и междисциплинарных исследованиях;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- этапы научного исследования;
- основные этапы научного исследования и их специфику;
- направления научных исследований в сфере туризма;
- общие принципы научного проектирования в сфере туризма;
- основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные формы мышления и развития знания;
- основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании;
- основные проблемы методологии научного познания;
- общенаучные методологические подходы;
- основные проблемы методологии научного познания;
- понятийный аппарат методологии науки;
- общенаучные методологические подходы;
- особенности современного этапа развития научного знания;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем философии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- понятие, функции и классификацию научных методов;
- понятие метода и методологии научного исследования;
- частные научные методы, применяемые с сфере туризма;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма;
- основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма.
Уметь:
- выявлять и проводить исследование проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности;
- применять системный подход для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций;
- четко формулировать и конкретизировать научные проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности;
- выбрать оптимальную научно-исследовательскую стратегию развития и решения поставленных проблем;
- применять системный подход для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования;
- применять системный подход для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования;
- самостоятельно проводить сбор научной информации;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационно- коммуникативных технологий;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах;
- обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов.
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- определить основные подходы к исследованию философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов,
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений;
- выбрать метод и методику проведения исследовательских работ;
- выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- совмещать поля аргументации;
- применять основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма;
- применять основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками проведения исследования проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками применения системного подхода для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций;
- навыками формулирования и конкретизации научных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками формирования оптимальной научно-исследовательской стратегии развития и решения поставленных проблем;
- навыками применения системного подхода для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования;
- навыками применения системного подхода для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности;
- навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы);
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально- гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий;
- навыками критического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками анализа научных концепций;
- навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики;
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками научной и философской аргументации.
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально- гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации туризма;
- навыками анализа экономической сферы туристского предприятия и организации;
- научного анализа проблемы;
- навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы;
- навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса и туризма;
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования;
- навыками применения основных частных и конкретных методов социальных исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов социологических исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов психологических исследований в сфере туризма;
- навыками применения основных частных и конкретных методов экономических исследований в сфере туризма.
Содержание дисциплины Теоретико-методологические основания социальных исследований. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социально- гуманитарного познания. Философские и общенаучные методологические основания научных исследований в сфере туризма . Методология и методы конкретно-научных исследований в туризме.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/



Форма промежуточной аттестации Диф. зачет.