Цель изучения дисциплины | - дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - выработать навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе различных подходов и способность разрабатывать оптимальную стратегию действий в процессе научного исследования; - выработать умение планировать и применять подходы, методы и технологии научно-прикладных исследований в избранной сфере профессиональной деятельности |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.02 |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные подходы к определению «проблемной ситуации»; - основные особенности проблемной ситуации; - причины возникновения проблемной ситуации; - основные отличия и взаимосвязь проблемной ситуации, задачи и проблемы; - основные подходы к определению «проблемы»; - основные особенности научной проблемы; - виды проблем; - направления, способы и основные этапы развития проблемы; - основные методологические принципы и основания системного подхода; - специфику применения системного подхода в конкретнонаучных и междисциплинарных исследованиях; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - этапы научного исследования; - основные этапы научного исследования и их специфику; - направления научных исследований в сфере туризма; - общие принципы научного проектирования в сфере туризма; - основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы; - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основы и принципы критической рефлексии; - основные формы мышления и развития знания; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном исследовании; - основные проблемы методологии научного познания; - общенаучные методологические подходы; - основные проблемы методологии научного познания; - понятийный аппарат методологии науки; - общенаучные методологические подходы; - особенности современного этапа развития научного знания; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - основные истоки и источники подходов к исследованию философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем философии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - понятие, функции и классификацию научных методов; - понятие метода и методологии научного исследования; - частные научные методы, применяемые с сфере туризма; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации; - основные виды и способы обоснования и критики убеждений; - основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма; - основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма; - основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма; - основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма. Уметь:
- выявлять и проводить исследование проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности; - применять системный подход для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций; - четко формулировать и конкретизировать научные проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности; - выбрать оптимальную научно-исследовательскую стратегию развития и решения поставленных проблем; - применять системный подход для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования; - применять системный подход для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования; - самостоятельно проводить сбор научной информации; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационно- коммуникативных технологий; - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном исследовании; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов. - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного исследования; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления; - определить основные подходы к исследованию философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв., - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов, - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения философских проблем естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.; - применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений; - выбрать метод и методику проведения исследовательских работ; - выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку; - использовать первоисточники в процессе научного исследования; - совмещать поля аргументации; - применять основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в сфере туризма; - применять основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в сфере туризма; - применять основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в сфере туризма; - применять основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в сфере туризма. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками проведения исследования проблемной ситуации в процессе научно-исследовательской деятельности; - навыками применения системного подхода для выявления, анализа и оценки проблемных ситуаций; - навыками формулирования и конкретизации научных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности; - навыками формирования оптимальной научно-исследовательской стратегии развития и решения поставленных проблем; - навыками применения системного подхода для формулирования и конкретизации проблем на первых этапах научного исследования; - навыками применения системного подхода для развития и решения поставленных проблем в процессе научно-исследовательской деятельности; - навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы); - навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально- гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий; - навыками критического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - навыками анализа научных концепций; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики; - навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала; - навыками научной и философской аргументации. - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально- гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания; - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов; - навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации туризма; - навыками анализа экономической сферы туристского предприятия и организации; - научного анализа проблемы; - навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы; - навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса и туризма; - навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам; - владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования; - навыками применения основных частных и конкретных методов социальных исследований в сфере туризма; - навыками применения основных частных и конкретных методов социологических исследований в сфере туризма; - навыками применения основных частных и конкретных методов психологических исследований в сфере туризма; - навыками применения основных частных и конкретных методов экономических исследований в сфере туризма. |
Содержание дисциплины | Теоретико-методологические основания социальных исследований. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социально- гуманитарного познания. Философские и общенаучные методологические основания научных исследований в сфере туризма . Методология и методы конкретно-научных исследований в туризме. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Диф. зачет. |