Цель изучения дисциплины | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями). Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен – получить представление об этологическом подходе к изучению поведения, его отличительных особенностях в сравнении с другими подходами; – знать основные категории и формы поведения животных, их адаптивную роль; – иметь представление о структуре и механизмах поведения; – знать особенности становления поведения в онтогенезе; – получить представление о закономерностях формирования поведенческих реакций в филогенезе; – получить навыки вычленения и анализа отдельных сигнальных компонентов поведенческих реакций для учета их в межвидовых и внутривидовых коммуникациях; - овладеть способностью использовать полученные знания в области этологии для анализа и корректировки поведения человека, для решения познавательных и просветительских задач, повышения эколого-биологической грамотности общества. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.06 |
Формируемые компетенции | ПК-7 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- особенности этологического подхода к изучению поведения, основные понятия и методы этологии, основные категории и формы поведения, особенности его становления в онтогенезе. - методологию этологии, механизмы поведения; закономерности его формирования в онто- и филогенезе; о поведении как экологическом факторе (его адаптивной роли). Уметь:
- различать основные категории поведения, выделять видоспецифические компоненты в текущем поведении некоторых животных; - анализировать данные по поведению животных с позиций этологического подхода; выявлять родственные связи между формами поведения разных таксономических групп организмов; формировать суждения по проблемам этологии. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- применения некоторых этологических методов изучения поведения животных, поиска современной научной информации о поведении, использования знаний из области этологии в просветительских целях; - применения методов организации и проведения конкретных исследований в сфере этологии; использования знания из области этологии для решения психологических и педагогических проблем, а также познавательных и просветительских задач, повышения уровня биолого-экологической грамотности общества. |
Содержание дисциплины | Введение. История и методология этологии. Этологическая теория поведения . Врожденные формы поведения. Научение и элементарная рассудочная деятельность. Механизмы поведения. Онтогенез поведения. Конфликтное поведение . Эволюция поведения. Социальное поведение. Репродуктивное поведение. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Сайт по этологии и смежным дисциплинам (http://www.ethology.ru); Элементы большой науки: популярный сайт о фундаментальной науке (http://elementy.ru). |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |