Аннотация рабочей программы дисциплины
«Природно-ресурсная безопасность»

Цель изучения дисциплины Цель освоения дисциалины "Природно-ресурсная безопасность" - ознакомление студентов с актуальными проблемами ресурсного обеспечения и природно-ресурсной безопасности на глобальном и региональном уровнях.
Задачи:
- изучить теории безопасности, рисков, катастроф;
- выявить систему природно-ресурсной безопасности России;
- рассмотреть глобальные проблемы человечества (продовольственную, демографическую, ресурсную).
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.01.01
Формируемые компетенции ОК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные особенности пространственного и временного развития взаимоотношений между природой, обществом и хозяйством;
- причины (природные и антропогенные) экологических кризисов;
- основные сферы применения компьютерных технологий в географических исследованиях;
- современные тенденции внедрения компьютерных технологий в географических исследованиях;
- нормы и правила общения в научной, производственной и социально-общественной среде;
- этикет общения с коллегами; особенности научного стиля речи;
- избранную предметную область исследований;
- основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов направления, развитие научно-практической мысли специалистов в области природно-ресурсной безопасности;
- методы количественной и качественной обработки статистической информации;
- основные экологические законы, взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы;
- роль антропогенного фактора на современном этапе;
- причины (природные и антропогенные) экологических кризисов;
- процессы и последствия антропогенной трансформации окружающей среды;
- географию, социально-экономические и экологические последствий использования природных ресурсов.
Уметь:
- в целом выявлять проблемы, связанные с использованием и последствиями трансформации экологических систем глобального характера;
- проводить полноценный анализ различной информации, связанной с природными ресурсами;
- проводить комплексные исследования и камеральную обработку их результатов;
- структурировать и формировать базы данных о географических объектах и явлениях;
- создавать картографическое сопровождение экспертных материалов;
- вести активный научный диалог по теме природно-ресурсная безопасность;
- подбирать необходимый стиль общения в зависимости от сферы деятельности (научная, производственная, социально-общественная);
- применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;
- оценивать репрезентативность собранного материала;
- обосновывать выбор приоритетных направлений для решения проблем экологии;
- применять теоретические знания для практического анализа особенностей проблем экологии и использования природных ресурсов на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- проводить региональный анализ основных экологических проблем, возникающих при разных видах, масштабах и интенсивности использования природных ресурсов;
- проводить анализ влияния социально-экономических условий разных стран на специфику взаимоотношений в системе «общество - окружающая среда» и стратегии устойчивого развития;
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- отбора информации из различных источников для решения поставленных задач;
- опыт владения компьютерными технологиями обработки данных;
- картографического и математического моделирования;
- редактирования, актуализации и визуализации информации о географических объектах;
- сбора и анализа получаемой информации;
- лабораторных и полевых исследований;
- профессионального оформления и предоставления результатов научно-исследовательских и научно-производственных работ;
- самостоятельной работы со специализированной литературой и в сети Интернет;
- чтения тематических и общегеографических карт;
- построения и анализа графиков;
Содержание дисциплины Геосферы, ресурсы пространства и времени.. Проблемы водной безопасности.. Биоразнообразие как фактор безопасности.. Энергетическая безопасность.. Минерально-сырьевая безопасность.. Продовольственная безопасность..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.