Аннотация рабочей программы дисциплины
«Атомная физика»

Цель изучения дисциплины Дисциплина представляет собой часть курса общей физики и является одной из основных базовых дисциплин для студентов направления 03.03.02 Физика. Целью изучения курса «Атомная физика» является:
- ознакомление с экспериментальными основами квантовой физики, рассмотрение физических явлений и процессов, обусловленных электронными оболочками атомов, современное теоретическое описание этих явлений;
- ознакомление с основными понятиями квантовой механики и квантово-механического подхода к изучению атомных процессов, свойств вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях;
- применение теории и экспериментальных методов атомной физики в практической работе;
- изучение студентами экспериментальных результатов и физических явлений, являющихся основой построения квантовой физической теории;
- ознакомление студентов с основными понятиями и методами квантовой механики при изучении строения и свойств атомов, спектров атомов, их взаимодействия с электронами и магнитными полями, а также рассмотрением свойств твердого, жидкого, газообразного состояния вещества и плазмы;
- формирование навыков экспериментальной работы в области атомной физики, навыков применения квантово- механических подходов к известным физическим явлениям.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОПК-3, ПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
об основных тенденциях развития атомной физики как науки, этапы развития атомной физики;
теоретические основы, основные понятия, законы и модели атомной физики;
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, атом, электронная структура и д.р.
смысл физических величин: электронные уровни, орбиталь, волновая функция, спектральные уровни и др.
Уметь:
применять основы атомной физики, основные понятия;
понимать, излагать и анализировать закономерности физических процессов в атомной физике, пользоваться теоретическими основами, основами, законами и моделями;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
отличать гипотезы от научных теорий;
грамотно пользоваться языком физики
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
владения методами обработки и анализа экспериментальной и теоретической физической информации (планирование, постановка и обработка эксперимента);
способностью использовать базовые знания физики для решения практических задач;
основными методами решения физических задач;
методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента.
Содержание дисциплины Корпускулярно-волновой дуализм. Дискретность атомных состояний,атомные модели. Формализм квантовой механики. Движение микрочастицы в поле центральной силы. Водородоподобные атомы. Атомы щелочных металлов. Механический и магнитный момент атома. Спин-орбитальное взаимодействие. Атом во внешнем поле. Многоэлектронные атомы. Рентгеновские спектры. Молекулы.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
Научная библиотека ВолГУ: http://lib.volsu.ru
Американский институт физики (AIP) http://scitation.aip.org/
Информационные системы
SPIE Digital Library: http://spiedigitallibrary.org/

Форма промежуточной аттестации Экзамен.