Аннотация рабочей программы дисциплины
«Мониторинг природных и техносферных объектов»

Цель изучения дисциплины Цель – усвоение основных закономерностей взаимодействия техногенных источников с компонентами экосистем.
Задачи:
- классифицировать природные и техногенные источники по типу, мощности и масштабу негативного воздействия на окружающую среду;
- основные представления о способах выражения концентраций и содержаний токсикантов в составляющих окружающей среды;
- методические основы идентификации химических и иных источников негативных воздействий на экосистемы в целом и компоненты природной среды;
- количественно рассчитывать химическую нагрузку от точечных и диффузных источников в экосистемах различного уровня сложности.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.06
Формируемые компетенции ОПК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-19, ПК-22, ПК-9
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные закономерности экологии природных экосистем;
- характеристики различных средств измерений параметров природной среды;
- основы современных методических разработок (руководящих документов РД, методических указаний МУ в области санитарно-гигиенического мониторинга) и передовых достижений в области эко-аналитического контроля;
- принципы, методы количественной оценки экологического состояния природных объектов;
- специфику и механизм токсичного действия на живое вещество организмов приоритетных загрязнителей в атмосферном воздухе, водоемах(водотоках) и биогеоценозах;
- принципы и методы идентификации химических источников загрязнений различных типов, а также других источников негативных воздействий на компоненты природной среды.
Уметь:
- формулировать основные понятия, методы и термины экологического мониторинга;
- выбрать методы и средства измерений параметров окружающей среды с целью оценки качества и контроля;
- рассчитать необходимое количество и оптимальное размещение следящей аппаратуры;
- нормировать результаты контрольных параметров природной среды для оценки ее состояния и прогноза;
- разрабатывать элементы информационно-аналитических систем мониторинга;
- использовать готовые пакеты программ, предназначенные для обработки результатов мониторинга с целью кратко-, долго-срочного прогнозирования экологической ситуации для оптимизации управленческих решений в экспертных задачах экологического контроля технических проектов;
- принципы и методы проведения экологической экспертизы масштабных гидротехнический и энергетических проектов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
расчета нагрузки химических источников в экосистемах; оценки опасности химических источников в экосистемах.
Содержание дисциплины Введение Предмет и задачи дисциплины . Химические источники загрязнений экосистем. Точечные и диффузные химические источники. Группы источников загрязнения окружающей среды. Основы количественных измерений в экологических оценках загрязнений водных экосистем. Точечные и диффузные источники водных экосистем. Оценка диффузного загрязнения речных систем от снеговых паводков. Идентификация источников химических загрязнений воздуха, воды и почв методами аналитической химии. Новые информационные технологии идентификации источников химических и иных загрязнений.
Виды учебной работы Лекции, практические, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Единый образовательный портал АлтГУ
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4843
Форма промежуточной аттестации Зачет.