Цель изучения дисциплины | формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований; обсуждение ограничений и проблем реальной практики социологических исследований в России и за рубежом, необходимости соблюдения методических и этических ограничений; ознакомление магистрантов с ситуацией в индустрии социологических исследований в России, знакомство с используемой терминологией, распространенностью различных технологических и методических схем и приемов, типовыми вариантами организации работы, а также возможностью применения профессиональных социологических знаний для повышения эффективности работы исследовательских коллективов; углубление знаний по методике и технике социологического исследования, а также синтез этих знаний и навыков с полученными при прохождении производственной практики. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.2.1 |
Формируемые компетенции | ОПК-1.1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
ключевую терминологию в сфере организации полевых работ в прикладных социологических исследованиях и уместность их применения в контексте различных организационных структур и исследовательских программ; основные этапы в планировании и осуществлении социологических исследований; особенности специфических методов сбора информации в социологических исследованиях, их назначение; типовые внутренние проблемы исследовательского коллектива в организации и выполнении полевых работ; типовые проблемы (включая ошибки и заблуждения) внешних клиентов в коммуникации с представителями исследовательской отрасли. Уметь:
предвидеть последствия выбора той или иной исследовательской стратегии и методики в разрезе трудозатрат, затрат времени, финансовых затрат и рисков потери или сбора недостоверной информации; предотвращать типичные нарушения, допускаемые при выполнении полевых работ, включая фальсификации, ошибки отбора респондента и работы с исследовательским инструментарием, нарушения качества собираемой информации; обнаруживать и своевременно ликвидировать нарушения и ошибки в выполнении полевых работ и ошибки в массивах собранных данных; организовывать дополнительный, в том числе, скрытый контроль качества организации и исполнения полевых работ; адаптировать исследовательский инструментарий к конкретной ситуации ограничений ресурсов разного рода; составлять служебный и сопровождающий исследовательский инструментарий, инструкции для линейного персонала, супервайзеров, руководителей полевых отделов, контролеров и других исполнителей полевых работ, а также контрольный инструментарий. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
базовыми навыками распознавания основных исследовательских задач в формулировках запросов заказчиков и превращения этих задач в технические задания на проведение исследования; навыками организации полевого социологического исследования; базовыми практическими навыками подготовки и проведения эмпирического исследования в социологии; навыками разработки требуемого инструментария, документов, необходимых для работы «в поле»; навыками корректировки инструментария; навыками организации проведения и контроля исследования. |
Содержание дисциплины | . |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |