Аннотация рабочей программы дисциплины
«Полевые исследования: методы и технологии»

Цель изучения дисциплины формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований;
обсуждение ограничений и проблем реальной практики социологических исследований в России и за рубежом, необходимости соблюдения методических и этических ограничений;
ознакомление магистрантов с ситуацией в индустрии социологических исследований в России, знакомство с используемой терминологией, распространенностью различных технологических и методических схем и приемов, типовыми вариантами организации работы, а также возможностью применения профессиональных социологических знаний для повышения эффективности работы исследовательских коллективов;
углубление знаний по методике и технике социологического исследования, а также синтез этих знаний и навыков с полученными при прохождении производственной практики.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.2.1
Формируемые компетенции ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
ключевую терминологию в сфере организации полевых работ в прикладных социологических исследованиях и уместность их применения в контексте различных организационных структур и исследовательских программ;
основные этапы в планировании и осуществлении социологических исследований;
особенности специфических методов сбора информации в социологических исследованиях, их назначение;
типовые внутренние проблемы исследовательского коллектива в организации и выполнении полевых работ;
типовые проблемы (включая ошибки и заблуждения) внешних клиентов в коммуникации с представителями исследовательской отрасли.
Уметь:
предвидеть последствия выбора той или иной исследовательской стратегии и методики в разрезе трудозатрат, затрат времени, финансовых затрат и рисков потери или сбора недостоверной информации;
предотвращать типичные нарушения, допускаемые при выполнении полевых работ, включая фальсификации, ошибки отбора респондента и работы с исследовательским инструментарием, нарушения качества собираемой информации;
обнаруживать и своевременно ликвидировать нарушения и ошибки в выполнении полевых работ и ошибки в массивах собранных данных;
организовывать дополнительный, в том числе, скрытый контроль качества организации и исполнения полевых работ;
адаптировать исследовательский инструментарий к конкретной ситуации ограничений ресурсов разного рода;
составлять служебный и сопровождающий исследовательский инструментарий, инструкции для линейного персонала, супервайзеров, руководителей полевых отделов, контролеров и других исполнителей полевых работ, а также контрольный инструментарий.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
базовыми навыками распознавания основных исследовательских задач в формулировках запросов заказчиков и превращения этих задач в технические задания на проведение исследования;
навыками организации полевого социологического исследования;
базовыми практическими навыками подготовки и проведения эмпирического исследования в социологии;
навыками разработки требуемого инструментария, документов, необходимых для работы «в поле»;
навыками корректировки инструментария;
навыками организации проведения и контроля исследования.
Содержание дисциплины .
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.