Цель изучения дисциплины | Целью изучения дисциплины является: 1) овладение навыками эффективного использования выразительных возможностей единиц разных уровней языка при создании текстов СМИ, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации; 2) формирование у студентов-журналистов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества. Для достижения цели ставятся задачи: определять средства выразительности на разных уровнях языка; характеризовать языковые, стилистические и коммуникативные нормы современного русского языка в целом и применительно к практике СМИ; использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с поставленными творческими задачами при подготовке собственных журналистских материалов; анализировать изобразительно-выразительные средства, используемые в текстах СМИ; создавать медиатексты определенных стилей и жанров с использованием выразительных средств различных знаковых систем. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.02 |
Формируемые компетенции | ПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
средства выразительности различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической), нормы, стандарты, форматы, стили разных типов СМИ Уметь:
пользоваться стандартными и экспрессивными средствами выразительности русского языка различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в профессиональной коммуникации, способен совершенствовать свою языковую и коммуникативную компетентность; выявлять средства выразительности определенного типа СМИ посредством сопоставления этих средств в системе связей с другими СМИ; на основе этого анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с требованиями, принятыми в СМИ разных типов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
свободно владеет нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналистской деятельности; принципами выбора слова и лексической сочетаемости, нормами словообразования, правилами употребления знаков препинания, приемами экспрессивного языкового воздействия, в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания журналистского текста. Способен обнаруживать тенденции развития выразительных возможностей разных типов СМИ и в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах |
Содержание дисциплины | Понятие о языке СМИ. Тенденции развития языка современных российских СМИ. Средства выразительности разных уровней языка. Современные тенденции расширения выразительных возможностей разных типов СМИ с использованием различных знаковых систем. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |