Цель изучения дисциплины | Целью изучения дисциплины является: 1) овладение навыками эффективного использования выразительных возможностей единиц разных уровней языка при создании текстов СМИ, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации; 2) формирование у студентов-журналистов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества. Для достижения цели ставятся задачи: определять средства выразительности на разных уровнях языка; характеризовать языковые, стилистические и коммуникативные нормы современного русского языка в целом и применительно к практике СМИ; использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с поставленными творческими задачами при подготовке собственных журналистских материалов; анализировать изобразительно-выразительные средства, используемые в текстах СМИ; создавать публицистические тексты определенных стилей и жанров. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.07 |
Формируемые компетенции | ПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
Средства выразительности различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической), нормы, стандарты, форматы, стили разных типов СМИ. Выразительные средства и лингвостилистические ресурсы разных уровней языка; нормы современного русского языка в целом и применительно к практике массмедиа. Уметь:
Пользоваться стандартными и экспрессивными средствами выразительности русского языка различных знаковых систем в профессиональной коммуникации; совершенствовать свою языковую и коммуникативную компетентность; выявлять средства выразительности определенного типа СМИ посредством сопоставления этих средств в системе связей с другими СМИ; на основе этого анализировать, оценивать медиатексты, приводить их в соответствие с требованиями, принятыми в СМИ разных типов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Владеть нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе в журналистской деятельности; принципами выбора слова и лексической сочетаемости, нормами словообразования, правилами употребления знаков препинания, приемами экспрессивного языкового воздействия, в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания журналистского текста. Способен обнаруживать тенденции развития выразительных возможностей разных типов СМИ и с использованием различных знаковых систем (вербальной, аудиовизуальной) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах. |
Содержание дисциплины | Понятие о языке СМИ. Тенденции развития языка СМИ. Средства выразительности разных уровней языка в СМИ. Современные тенденции расширения выразительных средств языка в различных типах СМИ: радио, телевидения, печатных и интернет- СМИ. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReade
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |