Цель изучения дисциплины | Цель: формирование современных представлений о теоретических основах селекции растений, особенностях организации растительного генома, классических и современных методах создания генетического разнообразия, оценки и отбора селекционного материала. Задачи: Сформировать понятие о модели сорта. Познакомиться с системой селекции и семеноводства в Российской Федерации, организацией и схемой селекционного процесса. Знать источники наследственной изменчивости, понимать их роль для селекции. Освоить современные методы подбора, создания и оценки исходного материала для селекции. Изучить методы создания генетического разнообразия растений. Освоить классические и современные методы оценки селекционного материала. Сформировать представление о биометрической генетике и ее использовании в селекции растений. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.01.01 |
Формируемые компетенции | ПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
принципы работы оборудования и аппаратуры, необходимого для выполнения селекционных работ на современном уровне; схемы селекционного процесса различных культур, современные методы подбора, создания и оценки исходного материала для селекции, методы массового и индивидуального отбора в селекции растений; методы использования ДНК-маркеров в беккроссной и линейной селекции, при создании пирамид генов. Уметь:
использовать современное лабораторное оборудование для выполнения качественного и количественного анализа признаков и свойств различных сельскохозяйственных культур; создавать различные фоны для отбора селекционного материала с набором полезных признаков; проводить оценку коллекционного и селекционного материала на основе знаний фенотипических, биохимических и молекулярно-генетических методик маркерного анализа. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
владеть научными основами закладки полевого опыта при выполнении селекционно-генетических задач; владеть современными лабораторными методами анализа качественных и количественных признаков исходного и селекционного материала; владеть современными молекулярно-генетическими технологиями маркер-вспомогательной селекции и биотехнологическими методами ускорения селекционного процесса. |
Содержание дисциплины | Теоретические основы селекции растений. Структура генома и хромосомный анализ у растений. Современные методы в селекции растений.. Использование статистических подходов в селекции растений.. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru База данных GenBank «EBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ebi.ac.uk/ База данных GenBank «NCBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ncbi.nlm.nih.gov |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |