Цель изучения дисциплины | Целями освоения учебной дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» являются • формирование у обучаемых системного представления о теориях информационного общества • формирование у студентов осознания проблем теоретической и практической информатики в контексте противоречий информационного общества и тенденций его развития Задачами освоения учебной дисциплины являются: • изучение и сравнительный анализ различных аспектов теории информации и теории информационного общества • определение и классификация основных проблем современной прикладной информатики • выявление возможных путей решения основных проблем современной информатики. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.01 |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
• способы саморазвития, состояние своего творческого потенциала и необходимые направления саморазвития • возможности современных информационно-коммуникационных технологий для личностного развития и профессиональной деятельности • содержание понятия «информационная культура», способы освоения её компонентов. • методы оценки эффективности инвестиций в экономику информатизации • содержание, объекты и субъекты информационного общества • предпосылки и факторы формирования информационного общества • основные закономерности развития информационного общества • негативные тенденции информатизации общества, подходы к их компенсации и степень ответственности в этом ИТ-специалиста • противоречия информационного общества, соответствующую проблематику развития средств информатики, связанных с экономикой • способы формализации задач в контексте развития информационного общества с выделением показателей качества их решения в разнообразных метрических шкалах • методику научного экспериментирования, способы формализации результатов измерений и методы их интерпретации • правовые, экономические и социально-психологические аспекты информатизации • законодательство РФ по информационным ресурсам и интеллектуальной собственности • историю информационных революций, позитивные и негативные тенденции информатизации общества, характерные черты информационного общества • современные проблемы и методы прикладной информатики, методы и средства их исследований • основные международные и национальные программы развития информационного общества Уметь:
• выбрать способы саморазвития , адекватные направлениям саморазвития; подключать компоненты своего творческого потенциала • приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения в области управления с использованием информационных технологий • оценивать уровень владения компонентами информационной культуры • правильно использовать терминологию современных теорий информационного общества • формулировать последствия негативных тенденций информатизации общества и ожидаемые результаты использования подходов к их компенсации. Аргументировано отстаивать нестандартные меры • выбрать способ формализации задачи в контексте развития информационного общества с выделением показателей качества их решения в разнообразных метрических шкалах • использовать методику научного экспериментирования, способы формализации результатов измерений и методы их интерпретации • проводить анализ современных методов и средств информатики для решения прикладных задач различных классов • выделять и вести анализ закономерностей развития технологий и потребностей в услугах, связанных с выделением/получением информации • формулировать требования к средствам прикладной информатики, диктуемым особенностями развития информационного общества • анализировать и использовать концепцию информатизации образования Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
• навыками выбора способа саморазвития, адекватного направлению саморазвития • информационными технологиями поиска и представления деловой информации • навыками анализа мер информации и ее восприятия • навыками формулирования последствий негативных тенденций информатизации общества и ожидаемых результатов использования подходов к их компенсации; аргументировано отстаивать нестандартные меры • навыком выбора способа формализации задачи в контексте развития информационного общества с выделением показателей качества их решения в разнообразных метрических шкалах • навыком использования методики научного экспериментирования, способов формализации результатов измерений и методов их интерпретации • навыками решения прикладных задач различных классов с помощью современных программно-технических средств • навыками формулирования и аргументированного обоснования закономерностей и тенденций развития информационного общества • навыками обеспечения устойчивости развития процессов на основе использования информационных закономерностей |
Содержание дисциплины | Характеристики информационного общества. Человек в информационном обществе. Экономика в информационном обществе. Современные проблемы в развитии прикладных информационных систем. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Диф. зачет. |