Цель изучения дисциплины | Обеспечение знаниями, умениями, владениями, необходимыми для корректной статистической обработки баз данных для социологического исследования, в том числе преобразования данных, проверки статистических гипотез, изучения взаимозависимостей между переменными, построения многомерных моделей. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | УК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
Знать правила формулирования целей и задач научного исследования для разработки и реализации технологий оказания социальных услуг. Знать основные статистические техники и процедуры первичной обработки данных, двумерного анализа, алгоритм статистического вывода. Иметь общие представления о многомерных методах статистической обработки, процедурах качественного анализа, их использования в процессе разработки и реализации технологий оказания социальных услуг. Осознавать влияние методологии на исследовательский процесс. Знать перспективы развития количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений. Знать особенности применения современных технологий обработки данных и визуализации результатов исследования, в том числе интерактивных приложений. Знать существующие программы статистической обработки данных, их возможности и ограничения, использование в отечественной и зарубежной практике разработки и оценки качества социальных услуг. Способы и техники планирования и реализации задач профессионального и личностного развития. Основы и принципы написания научных статей. Уметь:
Планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований Уметь применять на практике методы статистического анализа данных, в том числе эксплораторные методы, методы проверки статистических гипотез. Уметь выбрать адекватные методы визуализации полученных результатов. Формулировать в ходе анализа данных результатов социологического исследования сложные исследовательские вопросы, для ответа на которые требуется привлечение более трех переменных, в том числе специально создаваемых для исследовательских целей. Привлекать для доказательства статистических гипотез разнообразные методы с учетом целей и задач исследования. Уметь ставить конкретные научно-прикладные задачи по конструированию и реализации технологий оказания социальных услуг и решать их с помощью обширного арсенала статистических методов, в том числе методов многомерного анализа данных, статистического моделирования, качественных методов. Использовать наиболее современные и адекватные имеющимся данным методы визуализации и представления результатов научного исследования. Планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. Самостоятельно анализировать и готовить к публикации научные статьи. Уметь работать в российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Владеть навыками анализа и передачи знаний в области истории и философии науки и способностью применять знания в социологических науках. Способностью определить дизайн исследования, основные методы, техники и процедуры обработки и анализа данных. Владеть навыками обработки и анализа данных (анализ описательных статистик, простая модификация данных). Методами статистического вывода в двумерном анализе (корректный выбор параметрических или непараметрических методов с учетом природы данных, целей и задач исследования). Владеть навыками более сложной модификации данных (создания новых переменных на основе формул, сложной перекодировки, взвешивания и т.д.). Владеть навыками обработки больших массивов данных, привлечения для анализа большого числа переменных одновременно. Владеть основными навыками многомерного анализа данных, включающего более двух переменных. Владеть основными техниками и процедурами кодирования текстов и аналитического описания. Владеть количественными и качественными методами обработки и интерпретации данных социологического исследования, в том числе методами вывода теории из качественных эмпирических данных, создания многомерных моделей. Владеть навыками планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития. Владеть навыками проведения социологических исследований с использованием новых методов. Владеть навыками совершенствования информационных технологий при решении задач в преподавательской, научно-исследовательской деятельности. Владеть готовностью и способностью самостоятельно проводить и транслировать свои умения и навыки проведения фундаментальных исследований социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения. Владеть навыками использования современных методов социологического исследования с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий и математико-статистического анализа. |
Содержание дисциплины | Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование . Отбор и модификация данных количественного анализа. Первичные описательные статистики и частотный анализ. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода. Многомерные методы и основы математического моделирования. Анализ данных качественного исследования . Подготовка аналитического отчета по результатам социологического исследования. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office: Word, Excel, PowerPoint, программа для статистической обработки данных IBM SPSS Statistics.
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных http://wciom.ru/database/ - База социологических данных ВЦИОМ http://fom.ru/ - Архив данных Фонда «Общественное мнение» http://www.ess-ru.ru/ - Сайт Европейского социального исследования в России http://www.spsstools.ru/ - Коллекция синтаксиса, макросов, скриптов и советов, созданная в помощь решению задач управления данными и анализа данных в IBM SPSS Statistics http://r-analytics.blogspot.ru/ - Ресурс по анализу и визуализации данных в среде R |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |