Цель изучения дисциплины | усвоение знаний по истории формирования и развития междисциплинарных подходов к изучению исторических явлений и процессов, формирование способности к применению междисциплинарных подходов при изучении исторических событий, явлений и процессов в социокультурном, политическом, экономическом измерениях, овладение навыками решения проблем в научно-исследовательской и профессиональной деятельности на основе современных научных междисциплинарных подходов. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.01.01 |
Формируемые компетенции | ОПК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
содержание процесса формирования целей профессионального и личностного развития, способы его реализации при решении профессиональных задач, подходы и ограничения при использовании творческого потенциала; современное состояние исследований в области своей специализации и перспективные задачи, актуальные в теоретических и прикладных исследованиях в этой области; онтологические и гносеологические основы междисциплинарного взаимодействия; роль междисциплинарности в исторических исследованиях в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в. подходы и методы, заимствуемые из других наук для решения задач научного исторического исследования; методологические принципы и научные методы, применяемые в исторических исследованиях, в том числе междисциплинарные; Уметь:
формулировать цели личностного и профессионального развития и определять способы их самореализации с учётом индивидуально-личностных особенностей и возможностей использования творческого потенциала; определять способы реализации перспективных научно-исследовательских и прикладных задач с применением методов инновационной деятельности, прогнозировать ее результаты и эффективность; эффективно использовать междисциплинарные методы для обработки данных исторических источников, корректно применять междисциплинарные подходы для формирования теоретического исторического знания; определить методологические принципы и исследовательские методы, в том числе разрабатываемые на основе междисциплинарных подходов, необходимые для решения поставленных научных задач; Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
приемами и технологиями формирования целей саморазвития и их самореализации, повышения уровня квалификации, критической оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач и использованию творческого потенциала; основными способами прогнозирования, проектирования, моделирования инновационных процессов; навыками корректного применения методов и исследовательских подходов, разрабатываемых на основе междисциплинарного взаимодействия, для решения задач запланированного исследования; навыками применения методологических принципов и комплекса исследовательских методов при проведении исторических исследований, в том числе разрабатываемых на основе современных междисциплинарных подходов. |
Содержание дисциплины | Теоретические проблемы междисциплинарности . Междиспиплинарные подходы в историко-антропологических исследованиях. Социальная история в ракурсе междисциплинарности . Экономическая история в поле междисциплинарного взаимодействия. История и естественные науки: проблемы междисциплинарного взаимодействия . |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
7-Zip AcrobatReader Институт наследия. Режим доступа: www.heritage-institute.ru
ЭБС «Университетская библиотека online». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index ЭБС «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/ Научная электронная библиотека (НЭБ) http://www.elibrary.ru/ Первоисточники по истории Средневековья. Режим доступа: http://www.thietmar.narod.ru/ Первоисточники по истории Востока. Режим доступа: http://www.vostlit.narod.ru/ Библиотека электронных. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu/index.html Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/ Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки. Режим доступа: www. shpl.ru |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |