Цель изучения дисциплины | Усвоение студентами важнейших проблем теории, методологии клинической психологии, организационно-правовых и этических основ судебных экспертиз с участием психолога, формирование знаний в областях судебной психиатрии, агрессиологии, суицидологии, виктимологии, экспертной психодиагностики, усвоение общих представлений об уголовном и гражданском праве и процессуальном законодательстве. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ПК-8 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
1 Знать разделы психологии, психиатрии, права и других смежных наук, необходимых для судебно-психологической экспертной практики. 2 Знать основные методы (герменевтические, качественные и количественные) судебно-психологического экспертного исследования. 3 Знать способы квалифицированного проведения психологического исследования в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико- педагогической экспертизы) в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности психолога 4 Знать отношения между теорией судебной экспертологии, научными исследованиями в общей, клинической и юридической психологии, и практикой проведения судебных экспертиз с участием психолога. 5 Знать общие принципы проведения психологической экспертизы; цели и задачи экспертизы при расстройствах сексуальной сферы 6 Знать теорию и методологию производства судебных экспертиз с участием психолога, специфики предметных видов судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессах. 7 Знать законодательные основы психологической экспертизы 8 Знать организационно-правовые основы и этические принципы производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз. 9 Знать алгоритм решения задач в разнообразных судебно-экспертных ситуациях Уметь:
1 Уметь работать с информацией, в т.ч. и с электронными базами данных, в научно-исследовательской работе и в практике производства судебных экспертиз 2 Уметь использовать результаты научных исследований в различных областях психологии и смежных наук в судебно-психологической экспертной практике 3 Уметь квалифицированно, в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности психолога, проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебнопсихологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам 4 Уметь излагать свои мысли устно и письменно, аргументинрованно защищать свою точку зрения во взаимодействии с другими психологами-экспертами, судебно-психиатрическими экспертами, работниками правохранительных органов (дознавателями, следователями) и участниками суда (судьями, прокурорами и адвокатами). 5 Уметь составлять план проведения психологической экспертизы, выбирать методы работы, позволяющие решать задачи экспертизы 6 Уметь эффективно взаимодействовать с органом или лицом, назначающим судебную экспертизу, а также с судебными экспертами-психологами и экспертами смежных специальностей (психиатрами, сексологами, наркологами). 7 Уметь применять организационно-правовые основы и этические принципы производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз. 8 Уметь решать профессиональные задачи в разнообразных судебно-экспертных ситуациях. 9 Уметь проводить психологическую экспертизу Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
1 Владеть основами психологии, психиатрии, права и других смежных наук, необходимых для судебно-психологической экспертной практики. 2 Владеть методами (герменевтическими, качественными и количественными) судебно-психологического и клинико-психологического исследования. 3 Владеть навыками проведения психологического исследования в рамках различных видов экспертизы в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности психолога 4 Владеть самостоятельностью мышления, способностью к выработке «внутреннего убеждения» на основе полного, всестороннего и научно обоснованного анализа всех имеющихся данных. 5 Владеть чувством ответственности, умением использовать границы ответственности и компетенции, заданные законодательно и этически. 6 Владеть навыками выбора конкретных экспериментально-психологических методов в зависимости от целей экспертизы и особенностей пациента 7 Владеть основными судебно-психологическими экспертными понятиями, имеющими юридическое значение для гражданского и уголовного судопроизводства. 8 Владеть алгоритмом решения задач в разнообразных судебно-экспертных ситуациях 9 Владеть навыками обоснованного формулирования заключения по результатам экспертизы с учётом нозологических и социальных факторов |
Содержание дисциплины | Использование психологических знаний в практике судебной экспертизы.. Организационно-правовые, теоретические, методологические и этические основы судебно- психологической экспертизы.. Предметные виды судебно- психологической экспертизы в уголовном процессе.. Предметные виды судебно- психологической экспертизы в гражданском процессе.. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |