Аннотация рабочей программы дисциплины
«Гуманитарные аспекты информационной безопасности»

Цель изучения дисциплины Цель дисциплины – дать студентам основные сведения об этике новых отношений, учитывающих массовую компьютеризацию всех сторон жизни и деятельности личности, общества и государства, о социально-правовых проблемах информатизации и обеспечения информационной безопасности, о современных научных направлениях, связанных с решением этих проблем.
Задачами дисциплины являются:
Формирование требований и проектирование системы управления ИБ
Эффективное управление ИБ
Сформировать у студентов практические навыки анализа и оценки гуманитарных аспектов информации, ее политического, правового, экономического и социального содержания с позиции общенациональной безопасности нашей страны.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.01.01
Формируемые компетенции ПК-14
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
о предметной области комплекса этических проблем в сфере информационных технологий, качественных и количественных методах описания жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере
задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач
о качественных и количественных методах описания жизненно важных интересов личности
основные положения этики в сфере информационных технологий
перечень обязательной документации информационной безопасности и способы контроля ее эффективности
методы идентификации несоответствий и приемы их корректировки и предупреждения
задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач
Уметь:
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических дисциплин при решении социальных и профессиональных задач
использовать модели задач профессиональной деятельности
основные определения и термины в области гуманитарных проблем информационной безопасности
контролировать и документально отражать эффективность информационной безопасности
вести обязательную документацию по информационной безопасности
использовать модели задач профессиональной деятельности
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации
навыками системного подхода к оценке уровня профессиональной квалификации для ее эффективного повышения
способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач в профессиональной деятельности
основными средствами и методами обеспечения информационной безопасности в гуманитарной сфере
техниками совершенствования информационной безопасности на основе контроля ее эффективности
основными приемами разработки, ведения и совершенствования необходимой документации
способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач в профессиональной деятельности
Содержание дисциплины Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества. Основы компьютерной этики. Этика бизнеса в сфере информационных технологий. Компьютерные правонарушения. Интеллектуальная собственность. Неприкосновенность частной жизни. Риски использования информационных технологий. Проблемы свободы слова. Информационное пространство и проблема целостности российского государства.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.