Цель изучения дисциплины | Цель дисциплины – дать студентам основные сведения об этике новых отношений, учитывающих массовую компьютеризацию всех сторон жизни и деятельности личности, общества и государства, о социально-правовых проблемах информатизации и обеспечения информационной безопасности, о современных научных направлениях, связанных с решением этих проблем. Задачами дисциплины являются: Формирование требований и проектирование системы управления ИБ Эффективное управление ИБ Сформировать у студентов практические навыки анализа и оценки гуманитарных аспектов информации, ее политического, правового, экономического и социального содержания с позиции общенациональной безопасности нашей страны. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.01.01 |
Формируемые компетенции | ПК-14 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
о предметной области комплекса этических проблем в сфере информационных технологий, качественных и количественных методах описания жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач о качественных и количественных методах описания жизненно важных интересов личности основные положения этики в сфере информационных технологий перечень обязательной документации информационной безопасности и способы контроля ее эффективности методы идентификации несоответствий и приемы их корректировки и предупреждения задачи своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач Уметь:
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических дисциплин при решении социальных и профессиональных задач использовать модели задач профессиональной деятельности основные определения и термины в области гуманитарных проблем информационной безопасности контролировать и документально отражать эффективность информационной безопасности вести обязательную документацию по информационной безопасности использовать модели задач профессиональной деятельности Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации навыками системного подхода к оценке уровня профессиональной квалификации для ее эффективного повышения способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач в профессиональной деятельности основными средствами и методами обеспечения информационной безопасности в гуманитарной сфере техниками совершенствования информационной безопасности на основе контроля ее эффективности основными приемами разработки, ведения и совершенствования необходимой документации способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач в профессиональной деятельности |
Содержание дисциплины | Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества. Основы компьютерной этики. Этика бизнеса в сфере информационных технологий. Компьютерные правонарушения. Интеллектуальная собственность. Неприкосновенность частной жизни. Риски использования информационных технологий. Проблемы свободы слова. Информационное пространство и проблема целостности российского государства. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |