Аннотация рабочей программы дисциплины
«Конфликтология»

Цель изучения дисциплины Цель курса – формирование компетенций в области управления конфликтами, изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальных конфликтов в обществе, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в современном российском обществе.
Задачи курса:
- сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни социальных субъектов в современных условиях;
- ознакомить студентов с закономерностями и особенностями возникновения и развития социальных конфликтов в российском обществе;
- ознакомить студентов с комплексом конфликтологических теорий, их базовых положениях, методологией, методикой и техникой эмпирических исследований конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с общими правилами и технологией диагностики конфликтов;
- ознакомить студентов с набором моделей решения конфликтов, условий их применения и методов их реализации;
- ознакомить студентов с формами и технологиями посредничества в конфликте;
- ознакомить студентов со спецификой эмпирических исследований социальных конфликтов в современной России, достижениями и актуальными проблемами современной конфликтологии;
- подготовить студентов к дальнейшей исследовательской деятельности по мониторингу конфликтности локальных социумов и социальной напряжен-ности в них;
- способствовать применению студентами на практике полученных теоретических знаний по конфликтологии;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной рабо-ты по изучению социальных конфликтов в современных условиях.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б.10
Формируемые компетенции ОК-4
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- историю предмета конфликтология; методологические основы анализа социального конфликта; его структуру, виды; формы протекания; способы решения;
- методы самосовершенствования;
- методы принятия решения в пределах своих полномочий;
- методы абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций;
- как выполнять профессиональные функции при работе в коллективе.
Уметь:
- осуществлять анализ социального конфликта с использованием понятийно-категориального аппарата конфликтологии, использовать современные теоретические подходы в исследованиях конфликта;
- использовать методы самосовершенствования;
- использовать методы принятия решения в пределах своих полномочий;
- использовать методы абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций;
- выполнять профессиональные функции при работе в коллективе.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- проведения исследований по проблемам конфликтологии, использования общих методов анализа и диагностики конфликта, а также технологий урегулирования и разрешения конфликтов и поддержания мира;
- использования методов самосовершенствования;
- использования методов принятия решения в пределах своих полномочий;
- использования методов абстрактного и критического мышления, исследования окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, принятия нестандартных решений и разрешения проблемных ситуаций;
- выполнения профессиональных функций при работе в коллективе.
Содержание дисциплины Теоретико-методологические основы конфликтологии . Технологии диагностики и разрешения социальных конфликтов.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
Форма промежуточной аттестации