Аннотация рабочей программы дисциплины
«Качественные и количественные методы в психологии»

Цель изучения дисциплины Формирование представлений магисторов об алгоритмах взаимопревращении качественных и колличественных методов в процессе получения психологического знания
Задачи:
1. Дать представление о специфике качественного и количественного подходов в психологическом исследовании
2. Дать представление об особенностях использования качественных методов в различных видах деятельности практического психолога.
3. Отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов.
4. Способствовать развитию навыков наблюдательности, коммуникативной грамотности, самопонимания, самопознания и прочих рефлексивных способностей как профессионально важных качеств.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б.01
Формируемые компетенции ОК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
алгоритм формирования исходного множества признаков
«направленное фантазирование» как диагностический метод в психологическом консультировании
базовые концепции психосоматических нарушений
базовые поведенческие и деятельностные индикаторы нейропсихологических нарушений
стандартизированные тесты психологической диагностики личностный качеств психический свойств и состояний
базовые теории личности
содержание герменевтического подхода в психологии
значимые признаки при анализе невербального поведения
значимые признаки при анализе тела человека как объекта наблюдения, с целью получения психологически значимой информации
иметь представление о субъектном, объектном отношении психолога к клиенту, как факторе, влияющем на результат взаимодействия с клиентом
критерии научности наблюдения
критерии эффективности деятельности психолога
культурологические основания и психологическую интерпретацию образов и символов, используемых в психологическом консультировании
метод анализа ранних детских воспоминаний
метод контент-анализа
нарратив клиента, его функции для клиента и психолога, способы работы с ним
национально-культурные аспекты невербальной коммуникации.
область применения биографического метода в психологическом исследовании
опорные психодиагностические моменты при использовании метода наблюдения в клинической практике
опорные психодиагностические моменты при психологическом анализе рисунка
основные приемы и требования к ведению беседы в психологической практике
принципы анализа речи человека
содержание метода наблюдения и его взаимодействия в системе других методов психологии
содержание стандартизированных тестов психологической диагностики личностных качеств, психических свойств и состояний
структуру автобиографической памяти
структуру опросников для первичного интервью
типы баз данных, откуда могут быть почерпнута и информация
трактовку базовых архетипов юнгиантской психологии
требования к составлению анкеты
уровни психодиагностического исследования человека
факторы риска развития психических заболеваний в онтогенезе
экспертный опрос: цель, область применения, принципы отбора экспертов
этические требования к работе психолога
Способы взаимного обогащения, взаимопревращения данных, полученных с помощью качественных и количественных методов
Уметь:
анализировать невербальное поведение человека
анализировать речевое поведение человека
анализировать свою деятельность (рефлексировать область знания- незнения, определять пути повышения своей компетенции)
выбирать тестовые стандартизированные методики для проверки/уточнения данных полученных путем качественных исследований
выдвигать гипотезу исследования,
выделять главную мысль в прочитанном тексте,
выделять и анализировать информационно значимые признаки во внешности и поведении человека в контексте его психологического и психического здоровья
выделять и анализировать психологически информационно значимые признаки во внешности человека в контексте формирования его предварительного психологического портрета
выделять объект и предмет исследования,
делать выводы, опираясь на полученные данные,
идентифицировать эмоциональное состояние (тревога, страх, спокойствие, доверие, тревога и пр.) клиента исходя их данных наблюдения
иметь навыки поиска и анализа информации, необходимой для интерпретации результатов исследований,
использовать методы научного познания: анализ, синтез, аналогию
использовать современные мульти коммуникационные технологии для поиска информации
определять взвешенную значимость признаки или индикатора в общей массе фиксируемых данных
определять и формулировать задачи, требующие междисциплинарного подхода
ориентироваться в многообразии этнокультур, религий, мифологии
отбирать значимые признаки в процессе наблюдения
провести сравнительная характеристика качественного и количественного подхода в психологическом исследовании.
проводить наблюдение за речью, мимикой, иными продуктами деятельности человека
проводить психологический анализ авторского текста
проявлять эмпатию (понимать состояние человека, через эмпатическое сопереживание)
работать в сети интернет,
работать с разными типами литературы,
различать признаки и индикаторы
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
составить анкету для выявления отклонений в психологическом онтогенезе человека
составлять анкету в соответствии с конкретной целью исследования,
составлять предварительный психологический портрет человека, опираясь на визуальное наблюдение за мимикой, жестами, одеждой
составлять программы наблюдения
толерантно относится к разным этнокультурам и религиям
формулировать гипотезы,
формулировать вопросы для респондента
идентифицировать запрос клиента
формулировать цель исследования
выбирать методы адекватные целям, задачам, гипотезам исследования
формулировать алгоритм анализа полученных данных
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
владением приёмами действий в нестандартных ситуациях,
эвристическими методами решения проблем.
умением отличать факты от домыслов,
владение измерительными навыками,
использование вероятностных, статистических и иных методов познания
навыками организации и проведения различных форм опроса (анкетирование, беседа, глубинное интервью)
метод анализа ранних детских воспоминаний
метод контент-анализа
биографическим методом
методом наблюдения
Содержание дисциплины .
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft office,
7-Zip,
AcrobatReader,
Gimp,
Inkscape
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru
Форма промежуточной аттестации Зачет.