Цель изучения дисциплины | Дать студентам базовые знания по философии и методологии науки. -сформировать у студентов основы понимания методологии и методологических проблем; -сформировать навыки определения методологии научного исследования и умения различать методологические подходы; -дать студентам основы философских проблем науки; -дать знания по основным направлениям философии науки |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОПК-8 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- этапы становления и развития научного знания; - особенности современного этапа развития научного знания; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса; - основные истоки и источники подходов к исследованию проблем философии и методологии науки в XIX-XXI вв.; - основные методы и формы научного познания; - основные проблемы философии и методологии науки; - понятийный аппарат философии и методологии науки; - природу научного знания и критерии научности; - особенности науки как формы духовного производства и социального института; - основные современные концепции философии науки (феноменологическую, аналитическую, герменевтическую, постмодернистскую и др.); - основные теории, концепции и принципы философии науки; - основные идеи, составляющие базис современного наукознания; - основные проблемы и концепции философии и методологии естествознания наук как сложных, динамично развивающихся концептуальных феноменов и ведущих сферах современной научной культуры человека, непосредственно влияющих на его жизнь; - основные проблемы философии и методологии естественно-научного познания; - понятийный аппарат философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук; - общенаучные методологические подходы; - основные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук; - специфику методологии социально-гуманитарных наук; - особенности и тенденции дифференциации и интеграции наук; - особенности взаимодействия наук и методов; - роль и функции математизации и компьютеризации в развитии науки; - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия); - основы и принципы критической рефлексии; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном и философском исследовании; - философские и общенаучные методологические подходы. Уметь:
- определить и указать этапы становления и развития научного знания; - установить особенности современного этапа развития научного знания; - выявить концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - определить основные подходы к исследованию проблем философии и методологии науки в XIX-XXI вв.; - применять основные методы и формы научного познания; - раскрыть основные проблемы философии и методологии науки; - использовать понятийный аппарат философии и методологии науки; - выявить природу научного знания и критерии научности; - определить особенности науки как формы духовного производства и социального института; - указать и дифференцировать основные современные концепции философии науки (феноменологическую, аналитическую, герменевтическую, постмодернистскую и др.); - осмысленно оперировать философскими категориями в профессиональной деятельности; - вести дискуссии, полемики, диалоги в области философских проблем конкретных дисциплин; - указать специфику естественных наук, их предмета и способа постановки проблем; - выявить специфику развития актуальных частно-научных направлений; - осуществить проблемный философско-методологический анализ данных областей научного знания; - применять понятийный аппарат философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук; - применять общенаучные методологические подходы; - раскрыть основные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук; - определить и указать специфику методологии социально-гуманитарных наук; - установить особенности и тенденции дифференциации и интеграции наук; - выявить особенности взаимодействия наук и методов; - установить и указать роль и функции математизации и компьютеризации в развитии науки; - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных философских профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного научного и философского исследования; - использовать первоисточники в процессе научного и философского исследования; - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления в профессиональной деятельности; - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном и философском исследовании; - правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации; - выявлять основные приемы рационального познания в научных и философских текстах; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных и философских текстов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками определения этапов становления и развития научного знания; - навыками определения особенностей современного этапа развития научного знания; - навыками выявления концептуальных основ научно-исследовательской деятельности; - основными подходами к исследованию проблем философии и методологии науки в XIX-XXI вв.; - основными методами и формами научного познания; - навыками раскрытия основных проблем философии и методологии науки; - понятийным аппаратом философии и методологии науки; - навыками выявления природы научного знания и критериями научности; - навыками выявления особенностей науки как формы духовного производства и социального института; - основными современными концепциями философии науки (феноменологической, аналитической, герменевтической, постмодернистской и др.); - принципами системного мышления; - навыками критической философской оценки и естественнонаучных течений, направлений и школ; - навыками ориентации в традиционных и современных концепциях философии естественнонаучного познания; - навыками аналитической оценки научного материала; - понятийным аппаратом философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук; - общенаучными методологическими подходами; - навыками раскрытия основных философских и методологических проблем социально-гуманитарных наук; - навыками определения и выявления специфики методологии социально-гуманитарных наук; - навыками установления особенностей и тенденций дифференциации и интеграции наук; - навыками выявления особенностей взаимодействия наук и методов; - навыками установления и указания роли и функций математизации и компьютеризации в развитии науки; - навыками научной и философской аргументации; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в научной и философской деятельности; - навыками ведения научного и философского диалога; - навыками научной и философской аргументации; - навыками ведения исследовательской работы по конкретным научным и философским проблемам; - основными методами научного и философского познания и видеть специфику как естественно-научного, так и социально-гуманитарного познания; - навыками критического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной философской деятельности; - навыками анализа научных и философских концепций; - навыками аналитической оценки научного и философского материала; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных и философских текстов, с учётом их специфики. |
Содержание дисциплины | Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт.Наука в системе мировоззренческой ориентации.. Структура науки.. Методы и формы научного познания.. Современные концепции философии науки.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |