Аннотация рабочей программы дисциплины
«Философия и методология науки»

Цель изучения дисциплины Дать студентам базовые знания по философии и методологии науки.
-сформировать у студентов основы понимания методологии и методологических проблем;
-сформировать навыки определения методологии научного исследования и умения различать методологические подходы;
-дать студентам основы философских проблем науки;
-дать знания по основным направлениям философии науки
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОПК-8
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- этапы становления и развития научного знания;
- особенности современного этапа развития научного знания;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем философии и методологии науки в XIX-XXI вв.;
- основные методы и формы научного познания;
- основные проблемы философии и методологии науки;
- понятийный аппарат философии и методологии науки;
- природу научного знания и критерии научности;
- особенности науки как формы духовного производства и социального института;
- основные современные концепции философии науки (феноменологическую, аналитическую, герменевтическую, постмодернистскую и др.);
- основные теории, концепции и принципы философии науки;
- основные идеи, составляющие базис современного наукознания;
- основные проблемы и концепции философии и методологии естествознания наук как сложных, динамично развивающихся концептуальных феноменов и ведущих сферах современной научной культуры человека, непосредственно влияющих на его жизнь;
- основные проблемы философии и методологии естественно-научного познания;
- понятийный аппарат философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук;
- общенаучные методологические подходы;
- основные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук;
- специфику методологии социально-гуманитарных наук;
- особенности и тенденции дифференциации и интеграции наук;
- особенности взаимодействия наук и методов;
- роль и функции математизации и компьютеризации в развитии науки;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научном и философском исследовании;
- философские и общенаучные методологические подходы.
Уметь:
- определить и указать этапы становления и развития научного знания;
- установить особенности современного этапа развития научного знания;
- выявить концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- определить основные подходы к исследованию проблем философии и методологии науки в XIX-XXI вв.;
- применять основные методы и формы научного познания;
- раскрыть основные проблемы философии и методологии науки;
- использовать понятийный аппарат философии и методологии науки;
- выявить природу научного знания и критерии научности;
- определить особенности науки как формы духовного производства и социального института;
- указать и дифференцировать основные современные концепции философии науки (феноменологическую, аналитическую, герменевтическую, постмодернистскую и др.);
- осмысленно оперировать философскими категориями в профессиональной деятельности;
- вести дискуссии, полемики, диалоги в области философских проблем конкретных дисциплин;
- указать специфику естественных наук, их предмета и способа постановки проблем;
- выявить специфику развития актуальных частно-научных направлений;
- осуществить проблемный философско-методологический анализ данных областей научного знания;
- применять понятийный аппарат философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук;
- применять общенаучные методологические подходы;
- раскрыть основные философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук;
- определить и указать специфику методологии социально-гуманитарных наук;
- установить особенности и тенденции дифференциации и интеграции наук;
- выявить особенности взаимодействия наук и методов;
- установить и указать роль и функции математизации и компьютеризации в развитии науки;
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных философских профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, моделировать существующие и разрабатывать новые, исходя из проблематики конкретного научного и философского исследования;
- использовать первоисточники в процессе научного и философского исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и абстрактного мышления в профессиональной деятельности;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений в научном и философском исследовании;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- выявлять основные приемы рационального познания в научных и философских текстах;
- обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных и философских текстов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками определения этапов становления и развития научного знания;
- навыками определения особенностей современного этапа развития научного знания;
- навыками выявления концептуальных основ научно-исследовательской деятельности;
- основными подходами к исследованию проблем философии и методологии науки в XIX-XXI вв.;
- основными методами и формами научного познания;
- навыками раскрытия основных проблем философии и методологии науки;
- понятийным аппаратом философии и методологии науки;
- навыками выявления природы научного знания и критериями научности;
- навыками выявления особенностей науки как формы духовного производства и социального института;
- основными современными концепциями философии науки (феноменологической, аналитической, герменевтической, постмодернистской и др.);
- принципами системного мышления;
- навыками критической философской оценки и естественнонаучных течений, направлений и школ;
- навыками ориентации в традиционных и современных концепциях философии естественнонаучного познания;
- навыками аналитической оценки научного материала;
- понятийным аппаратом философии и методологии естественных и социально-гуманитарных наук;
- общенаучными методологическими подходами;
- навыками раскрытия основных философских и методологических проблем социально-гуманитарных наук;
- навыками определения и выявления специфики методологии социально-гуманитарных наук;
- навыками установления особенностей и тенденций дифференциации и интеграции наук;
- навыками выявления особенностей взаимодействия наук и методов;
- навыками установления и указания роли и функций математизации и компьютеризации в развитии науки;
- навыками научной и философской аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в научной и философской деятельности;
- навыками ведения научного и философского диалога;
- навыками научной и философской аргументации;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным научным и философским проблемам;
- основными методами научного и философского познания и видеть специфику как естественно-научного, так и социально-гуманитарного познания;
- навыками критического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной философской деятельности;
- навыками анализа научных и философских концепций;
- навыками аналитической оценки научного и философского материала;
- навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных и философских текстов, с учётом их специфики.
Содержание дисциплины Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт.Наука в системе мировоззренческой ориентации.. Структура науки.. Методы и формы научного познания.. Современные концепции философии науки..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Форма промежуточной аттестации Экзамен, зачет.