Цель изучения дисциплины | Цель курса: сформировать у студентов – будущих специалистов знания о сущности, принципов, правил и методов организации поддерживающей социальной среды; овладеть методами создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска. Основными задачами дисциплины являются: -изучить методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения; -проанализировать потенциал ресурсов позитивного социального развития; -овладеть практической деятельностью по социально-педагогической и психологической поддержке детей группы риска. - изучить правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска; - понять методы реализации программ системного пролонгированного психолого- педагогического сопровождения детей и подростков группы риска; - изучить методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения; - проанализировать потенциал ресурсов позитивного социального развития; - научиться применять методы создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.2 |
Формируемые компетенции | УК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности; компоненты педагогической техники и методику работы воспитателя; методы воздействия и взаимодействия с различными категориями воспитуемых; особенности коллектива как объекта и субъекта воспитания; цели, задачи, педагогическую основу организации и методику воспитания в коллективе и малой группе; концептуальные основы и принципы психолого-педагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков группы риска; способы эффективного взаимодействия со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска; основную специфику ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания; специфику профессиональной постановки практических задач в области диагностики, консультирования с детьми, подростками и их родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Уметь:
использовать полученные знания о целях, содержании, методике социального воспитания для эффективной организации жизнедеятельности различных воспитательных организаций; использовать формы и методы социальной и воспитательной работы с семьей; реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы интеллектуальной и эмоциональной сферах. Методологически обоснованно формулировать практические способы разработки и реализации эффективных форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки детей и подростков группы риска; использовать методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития; применять на практике традиционные и инновационные способы создавать социальную и образовательную поддерживающую среду для детей и подростков группы риска; использовать психолого-педагогические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие и продуктивного преодоления жизненных трудностей Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
методологией и методами создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска; современными педагогическими технологиями; навыками отбора и реализации современных методов воспитания, социализации и развития личности детей и подростков, несовершеннолетних с девиантным поведением; приемами диагностики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; частными методиками диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии; методологией и методами анализа социальной ситуации лиц с девиантным поведением для выявления факторов риска и ресурсов позитивного социального развития; методологией и техническими приемами оценки риска рецидива девиантного поведения. Владеть традиционными и инновационными способами и техниками ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением; необходимыми навыками организовывать совместную деятельность со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска. |
Содержание дисциплины | Раздел 1. Социальная ситуация развития ребенка и выявление факторов риска девиантного поведения. Правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска.. Раздел 2. Социальное воспитание как совокупность организации поддерживающей социальной среды и индивидуальной помощи в воспитательных организациях.. Методы создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |