Цель изучения дисциплины | Цель изучения дисциплины - подготовка студентов к профессиональной практической деятельностипо сопровождению детей и подростков группы риска, овладение основамипсихогигиены труда. Задачи дисциплины: -развитие умений анализа основных признаков и видов девиантного поведения детей и подростков, факторов, условий и закономерностей его развития;-овладение приемами и способами профилактики девиантного поведения детей и подростков; -подготовка к оказанию психолого-педагогического влияния, помощи и поддержки детям и подросткам группы социального риска с девиантным поведением; -освоение приемов и методов социально-педагогического сопровождения воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; -подготовка к эмоционально-насыщенной практической работе с учетом правил психогигиены труда в условиях социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б.61 |
Формируемые компетенции | ОПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
особенности социально-психологической работы с семьей, детьми и подростками; методы и технологии социально- психологической работы; технологические особенности социально-педагогической и психологической поддержки семьи, детей и подростков; специфику взаимодействия с различными категориями воспитуемых в сложных социально-педагогических ситуациях, технологию предупреждения и выхода из конфликтной ситуации; технологию педагогического разрешения конфликта; содержание, методику и технологию воспитательной работы социального педагога; этические правила и нормы взаимоотношений социального педагога и воспитуемого; основные элементы педагогической культуры социального педагога; концептуальные основы процесса социализации и ресоциализации, развития правосознания и социально ответственного поведения, воспитания социально зрелой личности; концептуальные основы и принципы психолого-педагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков группы риска; методологические основы процесса сопровождения детей и подростков группы риска; методологию и методы психологической диагностики для идентификации психосоциальных проблем и отклонений психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением; концептуальные основы планирования и реализации программ системного пролонгированного сопровождения Уметь:
использовать формы и методы социальной и воспитательной работы с семьей, различными категориями несовершеннолетних, молодежными объединениями; применять основные механизмы правового регулирования социального обслуживания; решать правовые задачи различной сложности; прогнозировать процесс развития конфликта, пути его распространения; предупреждать и регулировать конфликты в сфере профессиональной деятельности социальных служб; разрешать конфликты, возникшие между клиентами службы социальной защиты; быть посредником, вести переговоры в конфликте; разрабатывать модели диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы интеллектуальной и эмоциональной сферах; проводить оценку рисков и ресурсов позитивного развития в социальной и образовательной среде; разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения; применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска; самостоятельно формулировать задачи научно-исследовательской и практической работы с детьми и подростками группы риска; разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
владеет навыками решения практических задач по защите прав и законных интересов детей и семьи различной сложности; приемами диагностики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками психодиагностической и психокоррекционной работы с лицами, склонными к девиантному поведению; приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности; стратегиями и методами оценки рисков и ресурсов социальной и образовательной среды; навыками междисциплинарного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса пенитенциарного учреждения; методологией и методами анализа социальной ситуации лиц с девиантным поведением для выявления факторов риска и ресурсов позитивного социального развития; методологией и техническими приемами оценки риска рецидива девиантного поведения; методологией и методами диагностики нормального и отклоняющегося развития для определения психологических проблем и зоны ближайшего развития детей и подростков в контексте профилактики девиантного поведения. |
Содержание дисциплины | Раздел 1. Психология социальной адаптации, дезадаптации и социализации личности.. Социальные сироты, дети-инвалиды.. Подросток в условиях социальной изоляции. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |